6 странных домов Москвы: как и зачем они появились

Шагающие дома: что и как двигали в Москве (+ ВИДЕО)

6 странных домов Москвы: как и зачем они появились

Москва — чемпион среди европейских столиц не только по количеству снесенных и сносимых исторических памятников, но и по числу зданий, передвинутых внутри города. Анна Векшина рассказывают краткую историю перемещений домов по столице.

О том, как двигали разного рода сооружения, известно довольно много. Впервые острая надобность что-либо подвинуть возникла в XV веке. Талантливый инженер Аристотель Фиораванти взялся перевести колокольню Санта Мария Маджоле в славном городе Болонья, которая мешала постройке зданию городской администрации.

Чтобы не сносить святыню (которая, кстати, была все-таки снесена через 400 лет) предусмотрительный инженер заключил колокольню в клетку из мощных деревянных брусьев, чтобы исключить возможность возникновения трещин, а передвигали башню на полозьях с помощью системы канатов и блоков.

Для того времени зрелище это было действительно впечатляющее, ведь колокольня была примерно с девятиэтажный дом, и переехала она аж на 13 метров. Кстати, в биографии Аристотеля Фиораванти вообще есть, где покопаться и чему удивиться. Например, что именно ему Россия обязана строительством Успенского собора в Кремле.

Но это, как говорится, совсем другая история.

С тех самых пор принцип передвижения особенно не изменился: сначала дом укрепляют специальной металлической рамой по линии запланированного среза фундамента. Для придания особой жесткости раму соединяют поперечными и диагональными связями.

Это необходимо для домов с внутренним каркасом, например с колонным залом, которые при движении могут сместиться. После того, как рама установлена, дом срезают с фундамента, под раму укладывают ходовые балки и рельсовые пути. Затем дом поднимают на домкратах, опускают на специальные катки и везут по рельсам до нужного места.

Сам переезд — или лучше сказать перекат — дома занимал немного времени, а вот подготовка к нему — недели или даже месяцы.

Дом на Каланчёвской улице

Каланчёвская улица, 32/61

Русский опыт по перевозу и передвижению домов появился ещё до революции. Мы не будем здесь описывать все упоминания о переносе деревянных церквей и домов, а расскажем о первом опыте переноса каменного московского дома. Тем более, что он и поныне стоит на том месте, куда его переставили.

В 1897 году принялись активно расширять Николаевскую железную дорогу, на пути которой и встал жилой дом. Владелица дома, англичанка Джейн Макгилл, приняла решение перенести его примерно на 100 метров от железнодорожных путей. Проект такого необычного переезда разработал инженер И. М.

Федорович, он же и руководил всеми работами. Всю мебель из дома, конечно, вытащили, а также разобрали все печи и установили в цокольном этаже специальную металлическую раму из стальных кованых вагонных осей, чтобы придать ему больше крепости и устойчивости.

Сам дом подняли с помощью домкрата, срезали с фундамента и двигали по рельсам. В общем-то все прошло успешно.

Дом передвинули, Федорович сделал в Императорском Русском техническом обществе подробнейший доклад о своей деятельности и намеревался и дальше использовать свой опыт при расширении железнодорожных узлов. Однако применить свои знания и смекалку ему так и не пришлось.

Дом же стоит и поныне по адресу Каланчёвская улица, 32/61, но попасть туда нельзя —  дом хоть и пережил две мировые войны, революцию, большевиков и Лужкова, сейчас заброшен и уже вот-вот будет готов сдаться Собянину.

Настоящий бум передвижки, перестановки и переездов разразился в советское время. До этого места в городе вроде как хватало, а если и не хватало, то в ход шел динамит. В случае с Храмом Христа Спасителя — просто много динамита.

В 1935 году после окончательного принятия плана реконструкции Москвы, начался вывод трамвайных путей с магистральных улиц. Маршрут, который ранее проходил по Тверской улице, стали выводить на 2-ю Брестскую, параллельно пробивая окно к Садовому кольцу.

Камнем преткновения стала фидерная подстанция, которая располагалась на нынешней площади Маяковского и питала целый район. Чтобы не организовывать альтернативу и не перекидывать фазы с одних трансформаторов на другие, подстанцию решили попросту подвинуть. Что и было успешно проделано под руководством инженера Э.М. Генделя.

После столь успешного опыта было решено взяться за дело более масштабно и организовать «Трест по передвижке и разборке зданий». Главным инженером был назначен Гендель, под руководством которого было передвинуто более 30 зданий в Москве.

Дом на Садовнической

Садовническая улица, 77с.1

Сам дом в форме буквы «г» был возведен в 1929 году. Причём длинная ножка располагалась вдоль Нижней Краснохолмской улицы, а короткая лежала вдоль  Садовнической. Краснохолмская улица в то время выходила как раз на старый Краснохолмский мост, который в 1937 году должен был быть заменен на новый.

Причём новый мост по плану должен был пройти аккурат по длинной секции дома. Э.М. Гендель решил разделить этот дом на две части, короткую оставить на месте, а длинную передвинуть и развернуть на 19 градусов. Интересно ещё и то, что дом двигали фактически без выселения.

Более того — работали все инженерные системы: вода, канализация и даже телефон с радио. Сам дом передвигали на катках, ехавших по 37 рельсам. После передвижки обе части дома снова соединили и так и простоял он до 1967, пока не был разрушен взрывом бытового газа.

В настоящее время одна из частей его сохранилась, а вот на месте другой красуется современное стеклянное здание.

Расширение Тверской и перенос Саввинского подворья

Тверская, 6 с.6

В стремлении придать Москве новый облик строители коммунизма как-то не очень обратили внимание на то, что при расширении Тверской улицы, многие дома выступают за «красные линии».

Устремившись к новому, светлому и чистому, часть домов просто уничтожили, а некоторым суждено было переехать на другие места вглубь квартала. Всего было передвинуто около десятка зданий, и заодно со всей честной компанией и памятник Пушкину.

Самая масштабная работа по передвижению была связана, конечно, с бывшим Саввинским подворьем, весившим 23 тысячи тонн. Это был самый тяжелый дом из всех, которых когда-либо перевозили. В общей сложности потребовалось около 2100 катков.

Само передвижение дома состоялось ночью, пока жители спали. Интересно и то, что во время переезда к дому были присоединены все временные коммуникации, так что для самих жителей переезд оказался в общем-то незаметным.

Сегодня Саввинское подворье полностью спрятано от любопытных глаз во дворе за Сталинскими домами по Тверской улице и новым зданием МХТа со стороны Камергерского переулка. Говорят, что в основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых ехал дом в новую жизнь.

ул. Тверская, д. 13.

Еще один рекорд тверской улицы — переезд здания Моссовета, который также не вписывался в генплан города. С ним-то и возникло много проблем. Во-первых, оно было построено в форме буквы «п», а во-вторых, претерпело надстройку в целый этаж с чердаком.

Кроме того, внутри здания находился большой двухсветный зал, то есть, по сути, огромное пространство без каких-либо несущих перегородок. В случае неудачи, дом просто мог бы сложиться, как карточный домик.

Остается добавить к этому, что во время переезда здание продолжало работать безостановочно, то есть внутри находились люди, а также обязательно должны были работать все коммуникации и телефон. В отличие от Саввинского подворья, здание Моссовета передвигалось вместе с подвалом, а потому был вырыт огромный котлован и пути прокладывались почти на четырехметровой глубине.

Сам переезд занял фактически около 40 минут, а подготовка а нему — около месяца. Переезд состоялся в общем-то удачно: здание и по сей день стоит там, куда его передвинули, но после всего этого мероприятия в стенах и перекрытиях появились трещины, так что позже при реконструкции пришлось встроить в него 24 металлические колонны.

Здание Глазной больницы

Мамоновский пер., д. 7

Один из самых интересных переездов был связан с домом Нарышкина, в котором квартировала (и, кстати, до сих пор находится) глазная больница. Здание нужно было не просто сдвинуть с Тверской, а вообще убрать в соседний переулок.

То есть тринадцать с лишним тысяч тонн нужно было сначала развернуть почти на 80 градусов, потом провезти сто метров и, в конце-концов, надвинуть на выстроенный заранее цокольный этаж. Вся операция прошла успешно — дом и ныне там.

Так и стоит на своем новом фундаменте, принимает пациентов.

После войны «переезды» домов с места на место прекратилась, а деятельность «Tреста по передвижке и разборке зданий» была направлена на восстановление разрушенных в войну зданий. Конечно, бум передвижников закончился, однако некоторым интересным проектам все же предстояло случиться.

Дом Сытина

ул. Тверская, д. 18Б.

В 1979 году состоялся переезд дом книгоиздателя Сытина, который загораживал новое здание «Известий».

То ли жаль отцам было сносить этот уникальный памятник модерна, то ли за зданием стояла богатая история с располагающейся там ранее редакций «Правды», но дом все-таки переехал.

Метров на тридцать с лишним сторону, ближе к площади Маяковского, где, кстати, и по сей день стоит, правда последние несколько лет закрытый либо рекламной растяжкой, либо строительным тентом.

Камергерский пер., 3, стр. 1

Одним из последних зданий, которое справило новоселье в 1983 году, было здание МХТ им. Чехова. Сам театр был построен в форме буквы «т», причем в «перекладине» короткой части располагался зрительный зал, а в «ножке» — сцена с поворотным кругом.

Её то и задумали перенести, при капитальной реконструкции. Сцену сначала отрезали от основной части здания стальным тросом. Везли её все тем же проверенным способом — на рельсах вглубь квартала на 27 метров.

Однако чуть позже выяснилось, что то расчётное пространство, на которое рассчитывали строители, оказалось слишком небольшим для проведения монтажных работ.

Техника туда пролезть не могла и пришлось бы использовать только лишь ручной труд рабочих, а высота стен театра достигала 30 метров. Поэтому коробку сцены сначала сдвинули на 20 метров, а потом вернули назад примерно на половину пути.

Современные инженеры ищут новые методы совершенствования этого довольно хлопотного и затратного процесс: например, в Европе предпочитают применять специальные тележки с установленными на них же домкратами.

При использовании таких тележек пропадала необходимость в укладке рельс и шпал. Правда, в нашей стране, которая фактически единственная в мире переживала такой масштабный бум передвижки, интерес к этим технологиям угас.

Сейчас у нас, как и в начале 30-х годов, использование динамита остаётся основным методом работы с существующей застройкой.

Источник

Источник: https://tartaria.name/shagayushhie-doma-chto-i-kak-dvigali-v-moskv/

Самые странные дома Москвы

6 странных домов Москвы: как и зачем они появились

Ул. Большая Тульская, 2

Этот 14-этажный жилой дом называют в народе не иначе как «домом-кораблем» или «титаником». Построенное в 1981 году в стиле брутализма это панельное здание ярко выделялось на фоне старой малоэтажной застройки района.

Своими внушительными размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также верхними рядами остекленных балконов, оно походило на круизный лайнер.

Кстати, на верхних этажах расположены двухэтажные квартиры, которые задумывались как элитные.

Строительство велось по заказу Министерства атомной промышленности СССР. Отсюда – еще одно название этого московского дома – «дом атомщиков», а также и уникальная прочность бетонных стен, не уступающая советским атомным реакторам.

ДОМ-УЛЕЙ

Кривоарбатский пер., 6

Дом-мастерскую архитектора Константина Мельникова именуют «иконой конструктивизма» и по значимости для русской культуры сравнивают с Кижами и собором Василия Блаженного.

В 1927 году гениальный зодчий спроектировал «восьмерку» из врезанных друг в друга цилиндров, создав в центре Москвы не просто жилой дома для себя и своей семьи, а пространство, подобного которому не было в мире.

[attention type=red]
Дом, построенный без несущих опор и балочных перекрытий, пережил взрыв фугасной бомбы, был восстановлен после войны и вошел во все учебники по архитектуре.
[/attention]

За простоту и экономичность его стали называть дом-улей. Совсем недавно после долгих тяжб и разбирательств знаменитый дом Мельникова открылся для посещения. Гостей знакомят с архитектурными особенностями памятника, показывают фирменные шестиугольные окна, спальню с венецианской штукатуркой и раскладную «сороконожку», за которой собиралась семья всемирно известного зодчего.

ДОМ НА НОЖКАХ

Ул. Беговая, 34

Этот дом был построен в 1978 году по проекту Андрея Меерсона как экспериментальный.

особенность строения — двадцать пар железобетонных «ног»-опор, благодаря которым дом и получил в народе прозвища «дом на ножках», «дом-сороконожка», «дом-осьминожка» и «избушка на курьих ножках». Эти опоры сужаются книзу, что создает эффект «ненадежности» конструкции.

Сам же дом словно расширяется кверху — каждый следующий из 13 этажей выступает внахлест над нижним. Главными акцентами на фасаде стали три незадымляемые лестничные шахты овальной формы.

При разработке проекта Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье: в результате его «Дом на ножках» своими пропорциями и скошенными опорами напоминает Марсельскую «Жилую единицу».

Изначально дом задумывался как гостиница для участников Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, а в результате квартиры в новом доме достались заслуженным работникам завода «Знамя Труда», выпускавшего самолеты Ил-12, Ил-14 и Ил-18.

Отсюда еще одно его название – «Дом авиаторов».

Это не единственный «дом на ножках» в Москве: подобные можно увидеть по адресам: проспект Мира, 184/2 (напротив памятника «Рабочий и Колхозница»), Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

ДОМ-СЛОН

Д. Островцы, 14-й км Новорязанского ш.

Совсем рядом с Москвой, в деревне Островцы (Раменский район) не первый год привлекает внимание всех проезжающих очень необычный дом.

Здание построено в виде индийского слона в ярко-красной попоне, украшено небольшими окнами-ромбами и расписано сочными красками. Внутри – четыре этажа, соединенных винтовой лестницей.

Автор и владелец дома Алексей Сорокин ищет покупателей: «Это куполообразное огромное помещение, где можно воплотить любую дизайнерскую фантазию.

Никаких стен, никаких опорных балок — ничто вас не ограничивает».

ДОМ-ПАРОВОЗ

Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор – склады, где хранились запасы зерна и продовольствия.

По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.

В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения.

В 1932-1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А.

Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

ДОМ-ЯЙЦО

ул. Машкова, 1

Улица Машкова, расположенная недалеко от станции метро «Чистые пруды», издавна славилась своими доходными домами и постройками в стиле модерн, пик возведения которых пришелся на начало ХХ века. Но, несмотря на это, сегодня эта улица более известна благодаря современной постройке, а именно дому-яйцу.

Дом-яйцо появился в 2002 году и стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры. Проект дома-яйца был создан архитектором Сергеем Ткаченко для родильного дома в Вифлееме, но там отказались от этой идеи.

В результате дом-яйцо был возведен на улице Машкова как пристройка к новому многоэтажному дому. В доме 4 этажа и 5 комнат. На первом этаже находится прихожая, холл и сауна. На втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел. На третьем — жилая комната.

На четвертом — комната купольной формы.

ДОМ-БУБЛИК

ул. Нежинская, 13 / ул. Довженко, 6

«Дом-бублик» — первый круглый дом в Москве. Он был построен в 1972 году в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы в преддверии Олимпиады-80. Необычную форму дома разработали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов.

Для строительства использовались стандартные панели, которые, для того чтобы замкнуть кольцо, ставились под углом допустимой погрешности в 6 градусов. Поэтому-то здания и получились достаточно внушительными.

Найти нужный из 26-ти подъездов не так-то просто.

Согласно задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Однако этот проект оказался дорогостоящим, и в итоге было построено только два дома.

Причем брат-близнец первого «дома-бублика» появился только через семь лет, в 1979 году, за год до проведения Олимпиады-80 на западе столицы – в районе Раменки.

В свое время в доме на Нежинской жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров и заслуженная артистка России Галина Беляева, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.

Материал подготовили: Ольга Фурсова, Вера Монахова, Дарья Ишкараева

Источник:  ELLE 

Источник: http://www.anothercity.ru/strange-houses

Топ 7 самых необычных зданий Москвы

6 странных домов Москвы: как и зачем они появились

Оригинальные здания чаще всего вызывают критику современников, но проходят годы и именно они притягивают наши взгляды. Гуляя по столице, можно встретить множество необычных, а порой и шокирующих архитектурных сооружений. Мы собрали Топ 7 самых необычных зданий столицы.

Дом купца Морозова

Одним из самых известных столичных особняков, который не обходит стороной почти ни один экскурсовод – является дом купца Морозова на Воздвиженке.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Представитель богатого и знатного купеческого рода Арсений Морозов много путешествовал по миру. Больше всего его впечатлила архитектура Испании и Пиренейского полуострова.

Вернувшись на родину, он загорелся страстным желанием построить себе дом в архитектурном стиле мануэлино наподобие королевского дворца Пены в Португалии.

Воплотить идею в жизнь вызвался его близкий друг — архитектор Виктор Мазырин.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Строительство особняка завершилось в самом конце 19-го века. Южный мавританский стиль виден в ажурных карнизах, обилии лепнины, но особенно хорошо он проявился в оформлении подковообразного главного входа с витыми колоннами и башнями по сторонам.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Ракушки на башнях делают отсылку к другому пиренейскому дворцу в Саламанке. Общая композиция особняка ассиметрична, как и прототип — королевский дворец Пена, собранный из разных эпох. Говорят, когда сняли строительные леса — мать Арсения Морозова в сердцах кинула: «До этого только я знала, что ты дурак, а теперь узнает вся Москва».

Адрес: Воздвиженка, дом 16

Дом с жар-птицами

Доходный дом Перцевой, расположенный на Пречистенской набережной, переносит нас в волшебную русскую сказку с драконами и жар-птицами.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Необычное строение появилось еще в начале 20-го века по желанию страстного поклонника искусства инженера Перцева. Он оформил дом на свою жену Зинаиду Алексеевну, так что здание известно именно по ее имени.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Выкупив участок под строительство у книгоиздателя Левинсона, Перцев объявил открытый конкурс с призовым фондом и лучшими архитекторами Москвы в жюри. Победили работы художников — Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина. Инженеру пришелся по душе более оригинальный вариант Малютина, создателя известной на весь мир матрешки. Художнику дали в помощь архитектора Жукова и работа закипела.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В оформлении фасада и остальных частей дома использовались традиционные русские мотивы — балконы-теремки, волшебные животные и растения, традиционные узоры. Узкий балкончик со шпилем и громадный конек крыши за ним стали одними из самых ярких деталей здания, сразу придав ему сходство со средневековым замком.

В 1908-10 годах в здании располагалось кабаре «Летучая мышь», посетители которого могли видеть Немировича-Данченко, Книппер-Чехову, Качалова и самого Станиславского.

Адрес: Москва, Соймоновский проезд, дом 1/35

Дом-яйцо

Одно из наиболее выразительных по своей форме зданий находится на улице Машкова. Оно примыкает к дому под номером 1. Объект в виде яйца известен как Дом Фаберже, или просто «Дом-яйцо».

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Автор проекта — архитектор Сергей Ткаченко — первоначально задумывал возвести здание такой формы в Вифлееме, причем в качестве родильного дома.

В Палестине замысел не поддержали, но идея прижилась в Москве. «Дом-яйцо» был построен в столице в начале 2000-х годов. Планировка здания общей площадью 342 квадратных метра предполагала размещение пяти комнат на трех этажах. Для получения «игрушечного» красного цвета в отделке была использована цветная керамика.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Внутри архитектурной диковинки — несколько спальных комнат, холл, сауна, на верхний этаж можно добраться по винтовой лестнице или на небольшом лифте. Кроме того, дом имеет собственный выход в подземный гараж жилого комплекса.

Адрес: улица Машкова, дом 1/11

Дом Мельникова

Легендарное здание в Кривоарбатском переулке, известное как дом Мельникова, можно не заметить сразу и пройти мимо.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Оно надежно укрыто от любопытных глаз за дощатым серым забором. Дом был построен в 1929 году как жилище для семьи архитектора. Чтобы разглядеть его во всех подробностях, нужно пройти во двор соседнего дома через арку.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

При первом взгляде особняк поражает своей необычной, круглой формой. В здании множество окон, из-за чего пространство наполняется мягким рассеянным светом и создается ощущение солнечных зайчиков в помещении, будто это не дом, а настоящий лес.

Особняк, выполненный в духе конструктивизма, представляет собой яркий пример авангарда советской эпохи. На момент строительства Мельников был уже всемирно признанным архитектором. Например, он построил павильон СССР для Международной выставки в Париже.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Сейчас состояние памятника архитектуры оценивается как неудовлетворительное. В стенах и перекрытиях есть трещины, отмечаются оседания грунта вокруг здания. Эпохальный памятник культуры планируется реставрировать.

Адрес: Кривоарбатский переулок, дом 10

Дом на курьих ножках

На первый взгляд, этот дом кажется совершенно обычным, разве что балкончики расположены на фасаде в шахматном порядке.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Однако приглядевшись, можно увидеть, что 25-этажное здание на ВДНХ стоит на сваях, будто парит в воздухе. «Дом на курьих ножках» — так его прозвали горожане — был построен в 1968 году. Авторы проекта архитекторы Заикин и Андреев прибегли к новейшей для своего времен технологии.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Здание состоит из огромных панелей, соединенных между собой болтами. Возводили дом довольно быстро — по этажу каждую неделю, а вот со сваями пришлось повозиться.

Из-за крупных опор первый этаж дома «на ножках» находится примерно на уровне третьего для стандартных многоэтажных домов, из-за чего даже с нижних этажей открывается прекрасный вид на ВДНХ и окрестности. При этом нестандартна и планировка квартир: она круговая, а вместо привычных коридоров — мини-холлы.

Несмотря на экспериментальный характер здания, его «ножки» — решение не технологическое, а скорее художественное. Дома на сваях имеет смысл строить, скорее, в экстремальных условиях вечной мерзлоты и постоянных подтоплений.

Адрес: Проспект Мира, дом 184, корпус 2

Дом с корнями

Одно из самых необычных, шокирующих и нелепых строений можно обнаружить на юго-востоке столицы по адресу: Грайвороновская, 19.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

При первом впечатлении кажется, что перед тобой – ожившая декорация из фэнтезийного романа Лавкрафта. О происхождении здания, известного как «дом с корнями», затрудняются рассказать даже компетентные краеведы.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

С 2003 года половину плетеного дома занимает супермаркет сети «Пятерочка». Сейчас с ним соседствуют несколько небольших павильонов с выпечкой, бытовыми услугами и шаурмой, а другую половину занимает бильярдная и букмекерская контора.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Адрес: Грайвороновская, 19

Бастилия или Великая китайская стена в Отрадном

«Бастилия» — именно так прозвали местные жители вереницу из шести домов по улице Римского-Корсакова в Отрадном.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Здания, плотно прилегающие друг к другу, образуют собой подобие Великой китайской стены в миниатюре. Общая протяженность этих строений вместе — 1100 м. Сама улица Римского-Корсакова длиннее всего на 500 м.

Здание могло бы быть самым длинным в Москве, но в ходе изучения этого столичного «феномена» выяснилось, что формально гряда домов на Римского-Корсакова все же не единое целое — имеются небольшие разрывы между несколькими корпусами. Впрочем, комплекс до сих пор уверенно пользуется славой самого длинного дома в столице.

Дома эти действительно задумывались, как единая крепостная стена. В далеком 1963 году в Высоковольтном проезде был построен Научно-исследовательский центр по испытаниям высоковольтной аппаратуры. С началом испытаний электроприоборов всех классов напряжений посыпались жалобы от местных жителей. По их словам, беспрестанно слышались грохочущие звуки мощных электрических разрядов.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 80-х решили, что находящийся рядом спальный район нужно срочно спасать от вредных электромагнитных излучений большой мощности. А тут еще выяснилось, что свой жилой дом необходим для работников МТЗ «Трансмаш». Тогда и был разработан индивидуальный проект дома-щита.

Имена архитекторов канули в лету. Известно лишь, что защитную от вредного воздействия испытаний НИЦ стену — по совместительству жилой дом для рабочих — начали строить военные.

Нет ответа на вопрос, почему барьер от электромагнитных излучений нужно было заселять людьми.

Единственное, что было сделано для защиты жильцов этого дома-заграждения, — на «опасную» сторону улицы были выведены только окна кухонь и лестничных площадок.

Если не брать во внимание защитную функцию этих домов, то они представляют собой непримечательные кирпичные 12-этажки, населенные обычными людьми. Советские строители, решив разнообразить монотонность длиннющих коробок, украсили немногочисленные торцы Бастилии яркими цветами, скрипичным ключом, нотами и даже гербом Отрадного.

Адрес: улица Римского-Корсакого, дома 8-18

Текст © Анна Коваль / Москва меняется

Источник: https://moscowchanges.ru/history/top-7-samyh-neobychnyh-zdanij-moskvy/

38 необычных мест Москвы, которые могут удивить — 2do2go

6 странных домов Москвы: как и зачем они появились

Думаете, что в Москве вас уже ничем не удивить? 2do2go спешит разубедить вас в этом! Специально для взыскательных читателей подготовлена эта подборка, которая поможет взглянуть на столицу свежим взглядом и открыть новые места в хорошо знакомом городе.

ВДНХ

Это самый крупный выставочный центр столицы. Каждый год сюда приходит более 15 000 000 посетителей, организуется около 150 экспозиций и выставок.

Один из самых популярных музеев столицы. В экспозиции – летательные аппараты, скафандры, тренажеры для подготовки космонавтов, бортовое питание, предметы быта, луноход, межпланетные станции, чучела Белки и Стрелки и еще много всего интересного.

Список музеев Москвы, в которых нужно обязательно побывать, просто не может полным без Третьяковской галереи. Она по праву считается одним из главных символов нашей страны. Бесценные экспонаты из музейных фондов притягивают любителей изобразительного искусства со всего света.

Музеи Московского Кремля – старинный и привлекательный туристический объект. Музеи располагаются в центре Москвы, на территории Кремля – на этих землях большое количество архитектурных памяток: Оружейная палата, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Патриаршие палаты, церковь Положения риз Пресвятой Богородицы.

Многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране по полноте и разнообразию – его собрания наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Интерьеры исторического музея соответствуют определенным эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов.

Именно в этом музее Москвы находится одна из самых больших коллекций зарубежного искусства в России. Его фонд настолько огромен, что для размещения экспонатов выделено четыре здания. В музее есть несколько крупных коллекций, среди которых «Картины», «Скульптуры», «Нумизматика», «Графика».

Крупнейшая в Европе коллекция видов музея рассказывает о становлении теории эволюции, о разнообразии жизни на Земле, о борьбе за существование и естественном отборе. Здесь можно увидеть изображения давно вымерших животных и почерпнуть много нового и интересного. Музей проводит увлекательнейшие экскурсии и занятия для детей.

Музей располагает огромнейшей территорией – несколько крупнейших залов рассказывают о самой науке палеонтологии, о раннем палеозое, о древних позвоночных животных эпохи мезозоя, а также об истории жизни на территории Москвы. Особенно привлекательными остаются для посетителей залы, где можно увидеть истинные размеры хищников динозавров, древних птиц, рептилий, первых огромных млекопитающих.

Музей-заповедник включает в себя четыре исторические территории с уникальными постройками. Сама территория музея считается очень ценной, так как здесь сохранились древний естественный рельеф и уникальная флора. Это единственный в своем роде заповедник с памятниками археологии, истории, архитектуры и природы, который находится практически в центре Москвы.

Единственный на континенте частный музей техники Apple находится в Москве. Здесь выставлено около ста редких экземпляров. Практически все устройства находятся в рабочем состоянии: любой желающий может опробовать их в действии и даже поиграть в компьютерные игры 90-х годов.

Это необычный музей. Здесь не только можно, но и нужно трогать руками и рассматривать со всех сторон. Интерактивная экспозиция музея посвящена изучению научных достижений и явлений природы. Каждый посетитель при желании может принять участие в проведении опытов и экспериментов, а еще здесь проводятся научные шоу.

Комплекс совмещает в себе Музей холодной войны – бункер, уходящий на глубину 65-ти метров от поверхности земли, и глубочайший в России ресторан, переносящий в атмосферу СССР. Здесь регулярно проводятся детские увлекательные интерактивные игры с декорациями и световым оформлением.

Музеи Москвы – это своеобразные машины времени. Предметы разнообразнейших экспозиций Музея СССР хранят память о той жизни и нравах, о людях, которые строили СССР и искренне верили в светлое будущее. Многим советские раритеты напомнят о хорошем и добром, что все-таки было в то непростое время.

Один из самых удивительных столичных музеев. Экспозицию составляют популярные в СССР «Морской бой», «Снайпер», «Городки», «Перехватчик», «Магистраль» и такие редкие автоматы, как «Подводная лодка», «Истребитель», «Пенальти». Всего в музее более 40 игровых экспонатов, большая часть из них в рабочем состоянии.

Завершает топ музеев Москвы, в которых нужно обязательно побывать, музей-заповедник «Царицыно». Он по праву считается одним из самых привлекательных мест не только столицы, но и всей России.

Удивительный по своей красоте ансамбль составляют архитектурные памятники и ландшафтный парк с прудами.

Музейные коллекции Царицыно очень богатые – на сегодняшний день количество экспонатов превышает 30 000.

Деловой центр «Москва-Сити»

Одно из самых популярных мест столицы и грандиозных творений архитекторов во всей российской истории. «Москва-Сити» – место, которое объединяет в себе все необходимое современному человеку: апартаменты проживания, бизнес и торговые площадки, рестораны и зоны досуга.

Телевизионная и радиовещательная башня, которой нет равных во всем мире. На 45 этажах сооружения располагаются десятки кольцевых балконов и площадок. Регулярно проводятся экскурсии на закрытую и открытую смотровые площадки.

Необычные места Москвы способны не только удивить своим внешним видом, но и многому научить. Крупнейший планетарий Европы. Здесь можно прикоснуться к настоящим обломкам метеоритов и даже принять участие в необычных научных опытах.

Это очень интересное и атмосферное место. Дома внутри пустые и держатся на строительных лесах, они сделаны из таких материалов, как фанера и гипс. В переулках города расположены церковь, усадьба, множество домов и даже разрушенное здание.

Аптекарский огород

Розовый лед, черепахи, магнолия, ананасы – и все это в центре города. Небольшой, но очень зеленый пятачок – одно из удивительнейших и интересных мест столицы.

Этот неоготический собор является самым большим во всей России и федеральным памятником архитектуры. В храме проходят молодежные встречи и благотворительные концерты церковной музыки (духовной и органной).

Именно здесь проходили съемки знаменитого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». Самый крупный банный комплекс столицы. В здании сохранился исторический интерьер, номерные бани, прачечная, салон красоты и ресторан.

Это здание выделяется на фоне подобных заведений столицы. Он выполнен в восточном стиле и напоминает китайский домик: зонтики на фасаде, драконы и фонарики из лепнины. Проект дома разработал Роман Иванович Клейн – известный архитектор, прославившийся виртуозной работой со стилями – гений эклектики.

Топ интересных мест Москвы дополняет этот необычный дом. «Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк цел еще до сих пор» – так Михаил Афанасьевич описывал дом, в котором жила Маргарита.

Кажется, что после «Голден гейт», Тауэрского моста, знаменитых построек в Голландии и Сингапуре в строительстве мостов ничего нельзя придумать нового. Но проектировщики Живописного моста, не замахиваясь на такие масштабы, решили соединить новые технологии и оригинальность исполнения, да соединить так, чтобы это место стало одним из самых необычных в столице.

Это здание было построено в конце XIX века. Во время войны в один из первых авианалетов в дом попала бомба и разделила его на две части. Из-за того, что здание представляет архитектурную ценность, сносить его не стали, а только реконструировали. В итоге получилось два строения.

Одна из столичных достопримечательностей соединяет продуктовый магазин и сувенирную лавку, которые расположились в музейных интерьерах прошлого века. Здесь представлен большой выбор продуктов питания, сувениров и множество других интересных вещей.

Дизайн-завод «Флакон»

Один из первых творческих кластеров в столице. Место, где можно свободно творить, самовыражаться и просто приятно проводить время. Здесь всегда можно купить что-то необычное, вдохновиться новыми идеями и начать создавать что-то свое.

Собор является самым старым зданием в столице. Этот православный храм является памятником архитектуры XV века. Древнейший православный монастырь Москвы, который частично сохранился до наших дней.

Настоящий рай для любителей меда. Здесь можно попробовать огромное количество сортов этого полезного продукта. В Доме меда работают настоящие профессионалы своего дела: они расскажут все об этом полезном лакомстве, о том, с чем его есть и какие болезни с помощью него лечить.

Один из самых популярных открытых бассейнов столицы. Здесь под открытым небом можно купаться в любое время года. Даже зимой вода тут теплая, а купание в клубах пара выглядят весьма экзотично.

Одна из знаковых достопримечательностей Арбата – стена Виктора Цоя. В 1990 году после гибели музыканта кто-то написал черной краской «Сегодня погиб Виктор Цой». Вскоре появился ответ: «Цой жив». Со временем здесь стали появляться портреты Цоя, признания в любви и цитаты из песен.

«Осьминог», дом «на курьих ножках», дом «авиаторов», «флейта» – это все названия одного московского здания. Это сооружение выглядит очень неустойчивым, но на самом деле оно прочно стоит на 40 железобетонных «ножках».

Эта композиция состоит из 15-ти скульптур: в центре расположено двое детей, которые играют в жмурки с завязанными глазами. Вокруг ребят находятся трехметровые монстры с человеческими телами и головами зверей, рыб. Эти фигуры символизируют пороки: наркоманию, проституцию, алкоголизм.

Среди лучшего в Москве свое место заняло и это необычное строение. Если смотреть на этот дом под определенным ракурсом, то кажется, что это картонная декорация. На самом здание вполне обычно, только угол между его лицевой и боковой частями составляет около 60 градусов, что и создает эффект плоскости.

В одном из столичных скверов разместился фонтан «Адам и Ева». Композиция воссоздает знаменитый библейский сюжет. Он представляет собой непростую конструкцию: большое количество водных каскадов и струйных групп.

К необычным местам Москвы можно отвести и самое длинное здание. Его протяженность 735, 8 метров. На лицевой стороне дома на каждом из этажей насчитывается по 236 окон.

А вы знали, что в Москве есть своя Эйфелева башня? И чтобы ее увидеть даже не нужно выезжать за пределы МКАДа. Уменьшенная 15-ти метровая копия символа Парижа стоит на территории одного из столичных заводов.

Это один из немногочисленных памятников, посвященных любви. Высота композиции больше трех метров, она поражает своей ажурностью, невесомостью, легкостью и яркостью звучания образа.

О других интересных достопримечательностях столицы можно почитать здесь.

Источник: https://www.2do2go.ru/articles/708/mesta-v-moskve-kotorye-mogut-udivit

Ул. Большая Тульская, 2

Этот 14-этажный жилой дом называют в народе не иначе как «домом-кораблем» или «титаником». Построенное в 1981 году в стиле брутализма это панельное здание ярко выделялось на фоне старой малоэтажной застройки района.

Своими внушительными размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также верхними рядами остекленных балконов, оно походило на круизный лайнер.

Кстати, на верхних этажах расположены двухэтажные квартиры, которые задумывались как элитные.

Строительство велось по заказу Министерства атомной промышленности СССР. Отсюда – еще одно название этого московского дома – «дом атомщиков», а также и уникальная прочность бетонных стен, не уступающая советским атомным реакторам.

Кривоарбатский пер., 6

Дом-мастерскую архитектора Константина Мельникова именуют «иконой конструктивизма» и по значимости для русской культуры сравнивают с Кижами и собором Василия Блаженного.

В 1927 году гениальный зодчий спроектировал «восьмерку» из врезанных друг в друга цилиндров, создав в центре Москвы не просто жилой дома для себя и своей семьи, а пространство, подобного которому не было в мире.

[attention type=red]
Дом, построенный без несущих опор и балочных перекрытий, пережил взрыв фугасной бомбы, был восстановлен после войны и вошел во все учебники по архитектуре.
[/attention]

За простоту и экономичность его стали называть дом-улей. Совсем недавно после долгих тяжб и разбирательств знаменитый дом Мельникова открылся для посещения. Гостей знакомят с архитектурными особенностями памятника, показывают фирменные шестиугольные окна, спальню с венецианской штукатуркой и раскладную «сороконожку», за которой собиралась семья всемирно известного зодчего.

Ул. Беговая, 34

Этот дом был построен в 1978 году по проекту Андрея Меерсона как экспериментальный.

особенность строения — двадцать пар железобетонных «ног»-опор, благодаря которым дом и получил в народе прозвища «дом на ножках», «дом-сороконожка», «дом-осьминожка» и «избушка на курьих ножках». Эти опоры сужаются книзу, что создает эффект «ненадежности» конструкции.

Сам же дом словно расширяется кверху — каждый следующий из 13 этажей выступает внахлест над нижним. Главными акцентами на фасаде стали три незадымляемые лестничные шахты овальной формы.

При разработке проекта Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье: в результате его «Дом на ножках» своими пропорциями и скошенными опорами напоминает Марсельскую «Жилую единицу».

Изначально дом задумывался как гостиница для участников Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, а в результате квартиры в новом доме достались заслуженным работникам завода «Знамя Труда», выпускавшего самолеты Ил-12, Ил-14 и Ил-18.

Отсюда еще одно его название – «Дом авиаторов».

Это не единственный «дом на ножках» в Москве: подобные можно увидеть по адресам: проспект Мира, 184/2 (напротив памятника «Рабочий и Колхозница»), Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

Д. Островцы, 14-й км Новорязанского ш

Совсем рядом с Москвой, в деревне Островцы (Раменский район) не первый год привлекает внимание всех проезжающих очень необычный дом.

Здание построено в виде индийского слона в ярко-красной попоне, украшено небольшими окнами-ромбами и расписано сочными красками. Внутри – четыре этажа, соединенных винтовой лестницей.

Автор и владелец дома Алексей Сорокин ищет покупателей: «Это куполообразное огромное помещение, где можно воплотить любую дизайнерскую фантазию.

Никаких стен, никаких опорных балок — ничто вас не ограничивает».

Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор – склады, где хранились запасы зерна и продовольствия.

По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.


В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения.

В 1932-1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А.

Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

ул. Машкова, 1

Улица Машкова, расположенная недалеко от станции метро «Чистые пруды», издавна славилась своими доходными домами и постройками в стиле модерн, пик возведения которых пришелся на начало ХХ века. Но, несмотря на это, сегодня эта улица более известна благодаря современной постройке, а именно дому-яйцу.

Дом-яйцо появился в 2002 году и стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры. Проект дома-яйца был создан архитектором Сергеем Ткаченко для родильного дома в Вифлееме, но там отказались от этой идеи.

В результате дом-яйцо был возведен на улице Машкова как пристройка к новому многоэтажному дому. В доме 4 этажа и 5 комнат. На первом этаже находится прихожая, холл и сауна. На втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел. На третьем — жилая комната.

На четвертом — комната купольной формы.

ул. Нежинская, 13 / ул. Довженко, 6

«Дом-бублик» — первый круглый дом в Москве. Он был построен в 1972 году в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы в преддверии Олимпиады-80. Необычную форму дома разработали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов.

Для строительства использовались стандартные панели, которые, для того чтобы замкнуть кольцо, ставились под углом допустимой погрешности в 6 градусов. Поэтому-то здания и получились достаточно внушительными.

Найти нужный из 26-ти подъездов не так-то просто.

Согласно задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Однако этот проект оказался дорогостоящим, и в итоге было построено только два дома.

Причем брат-близнец первого «дома-бублика» появился только через семь лет, в 1979 году, за год до проведения Олимпиады-80 на западе столицы – в районе Раменки.

В свое время в доме на Нежинской жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров и заслуженная артистка России Галина Беляева, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.

Материал подготовили: Ольга Фурсова, Вера Монахова, Дарья Ишкараева

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:+7 (495) 633-5-633Факс:+7 (495) 633-57-95E-mail:info@hspub.ru

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Источник: https://www.elledecoration.ru/news/architecture/samyie-strannyie-doma-moskvyi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.