Архитектурная биеннале: почему нужно срочно купить билет в Венецию

Содержание

Нищегид по Венеции: как дешево отдохнуть в одном из самых дорогих городов мира

Архитектурная биеннале: почему нужно срочно купить билет в Венецию

В два аэропорта самой Венеции, Марко Поло и Тревизо, иногда можно найти дешевые, хотя и не очень удобные рейсы из России, например, через Киев авиакомпанией Fly One от 5000 руб. в одну сторону или через Кишинев «Молдавскими авиалиниями» 10 000 руб. туда-обратно.

 На расстоянии часа езды (от 8 евро поездом) находится аэропорт Вероны, где больше вариантов от бюджетных авиакомпаний (прямые рейсы от S7 – 8000 руб. в обе стороны).

А в двух с половиной часах на поезде (от 20 евро) находятся аэропорты Милана, где выбор дешевых перелетов еще больше, например, рейсы лоукостера «Победа».

Где жить

Абсолютно все гостиницы и b&b в Венеции стоят слишком дорого, чтобы рассматривать их как разумный вариант.

Способы сэкономить на Airbnb:

– ехать с середины октября по февраль (так, кстати, делал каждый год Бродский, хотя и по другим причинам — он считал Венецию гораздо красивее зимой, и не без оснований)

– селиться на побережье в Местре, откуда в Венецию ходят поезда (10 минут пути) и автобусы, включая ночной (10–20 минут пути)

– ехать на месяц и торговаться с владельцами квартир – так автору удавалось пожить месяц в сентябре-октябре за 800 евро/комната в прекрасной квартире в Каннареджо с общей гостиной с видом на один из каналов

В любом случае, ваши инструменты — Airbnb.com и терпение.

Связь

Сим-карты можно купить в офисах итальянских мобильных операторов, обычно там есть англоговорящие сотрудники. Стоит это приблизительно 25 евро: 15 евро сим-карта и 10 евро/мес. за тариф с интернетом.

У оператора WIND есть предложение 20 Гб трафика на месяц за 9 евро, что решает проблему интернета почти полностью.

Бесплатный вайфай есть во многих кафе и музеях,  также кое-где попадается бесплатный муниципальный вайфай, но на него особо рассчитывать не стоит.

Пить в Венеции можно везде

Что пить и есть

Самое известное местное вино — просекко, игристое брют, который производят в регионе Тревизо недалеко от Венеции, стоит он от 1–2 евро за бутылку в супермаркете или за литр в винной лавке, где его вам нальют в одноразовую пластиковую бутыль. Пить можно где и когда угодно, бери — иди и пей, а лучше сядь на одну из лавок на набережной Дзатерре и притворись Бродским

Чикетти — это венецианский вклад в культуру стрит-фуда: маленькие бутербродики или закуски под вино из местных деликатесов вроде вымоченной в молоке трески.

Вместо ужина в туристических дорогих ресторанах лучше пойти в один из баров района Риальто и набрать около стойки чикетти (показывая бармену пальцем тарелки за стеклянной витриной) по 1–3 евро за штуку и поужинать ими под просекко.

Лучшие чикеттерии в Венеции:

— Do Mori

— Al Squero

— Al Bottegon

— Dai Zemei

— Al Merca

— Al Timon

Чикетти в Dai Zemei

Площадь Сан-Марко, забитая под завязку туристами, – заезженный до слез визуальный стереотип. Самые дорогие кафе, где цена простого капучино достигает 12 евро, — это здесь.

Но мало кто знает, что после 12 ночи, когда кафе на площади закрываются, столики остаются стоять, и каждому дозволяется сидеть там со своими напитками и едой.

Ночной пикник на опустевшей Сан-Марко — будто мозаики на фасаде собора и порталы Дворца дожей подсвечены только для вас.

Один из самых дешевых баров в Италии, как это ни странно, находится в одном из самых дорогих ее городов.

 «Бакарето да Леле» — легендарное место среди местных работяг и экономных приезжих: стакан шардоне или каберне — 60 центов, бутерброды — по евро.

Расположиться надо как местные студенты — на ступенях соседней церкви Сан-Николо да Толентини — и наблюдать, как из подворотни выходят профессора лучшего архитектурного университета Италии и будущие Рэмы Колхасы с Захами Хадид.

В Венеции, несмотря на мрачные пророчества, все еще есть местные жители. Их немного, 55 тысяч человек на миллионы туристов, но это значит, что в городе все еще остались магазины и сервисы для своих.

В закоулках Каннареджо и Кастелло можно найти и дешевые кондитерские, и дисконтные супермаркеты Prix, и скидки в рассчитанных на местных филиалах сети супермаркетов COOP, и немодные булочные с вкуснейшим хлебом и выпечкой, дешевые бары, сырные и мясные лавки с локальными продуктами и фруктово-овощные палатки, где все стоит дешевле, чем на оживленных улицах и каналах. В 18 минутах езды на поезде (1,25 евро) от венецианского вокзала, в Местре, пригороде Венеции на материке, прямо рядом с остановкой есть «Ашан», где еда стоит на 20–30 % дешевле, чем в городе, при всем том же итальянском качестве и разнообразии — чувствуете, как жизнь в Венеции становится вполне доступной?

Вообще, крайне дешевый и живописный вариант обеда — взять в супермаркете кулинарийной еды и сесть на набережной Гранд-канала, свесив ноги к воде, только надо с чайками поделиться круассаном.

Чайка, с которой поделились круассаном

Распространившийся в последние годы вид фастфуда в Венеции — «спагеттерии быстрого обслуживания».  Подходите к свободной кассе, выбираете вид свежей только приготовленной пасты, вид соуса и наполнители — и получаете все это великолепие в картонной коробочке за 5 евро.

Расположившись сидя на набережной или на лавочке ближайшего кампо, получаете бюджетный романтический ужин с видом.

Лучшие места:

— Dal Moro’s

— Bigoi

— Pasta&Sugo

На чем перемещаться

В Венеции нет машин, и это идеальный город для того, чтобы ходить пешком. На этом можно было бы и закончить, но мы продолжим.

Венецианский морской трамвайчик вапоретто — это удовольствие само по себе, поездка по маршруту 1 и 2, по Гранд-каналу (особенно если удастся занять места на самом мысу корабля, для чего лучше садиться на «конечной» на Пьяццале Рома) — одно из ультимативно необходимых впечатлений от города.

Вдоль самой красивой улицы мира нет набережных, и вапоретто – единственный способ увидеть Гранд-канал во всем его парадном великолепии

(а Венеция — родина парадных великолепий и пускания пыли в глаза, так что это не обычный туристический аттракцион, а познание самой сути Светлейшей. А если даже и туристический аттракцион, то — самый старый и благородный в Старом Свете).

То же можно отнести к поездкам мимо Северной набережной города, мимо кладбища, на Мурано, Торчелло и Лидо. Обычно одна поездка на вапоретто для туристов стоит немилосердных 7 евро.

Сделано это для того, чтобы снизить нагрузку на городской транспорт и оставить его для нужд местных жителей, которые платят за него гораздо меньше.

И вы тоже можете почувствовать себя привилегированным местным жителем. И вот как.

Вапоретто номер 2 на Гранд-канале

Если вы в Венеции надолго или часто планируете приезжать, здесь можно сделать Venezia Unica City Pass for frequent users — это такая карточка жителя города за 50 евро, которая действует 5 лет. И тогда одна поездка на городском транспорте (речные трамвайчики) будет вам стоить 1,5 вместо 7 евро, а безлимитный месячный проездной — 37 евро.

Действие карточки распространяется и на поездки на близлежащие острова Мурано, Бурано, Торчелло и Лидо, но не на кораблик в аэропорт — им заведует конкурирующая транспортная компания.

Поездка по маршруту вапоретто 1 и 2 за 1,5 евро вполне заменяет экскурсионные туры по Гранд-каналу и катания на гондолах (которые стоят безумных денег и вызывают лишь разочарование).

Пикник на ночной площади Сан-Марко с венецианской легендой Глебом Смирновым

Чем заняться

Peoplewatching: в Венеции нет машин, и, несмотря на наличие водных такси за баснословные деньги и общественных морских трамвайчиков за относительно приемлемые, самый удобный способ передвижения — пешком. Поэтому на венецианских улицах и кампо богатые и знаменитые смешиваются с простыми людьми в одну из самых интересных толп на Земле.

Люди, которых в других местах можно увидеть только в затонированных лимузинах или на закрытых приемах, ходят по улицам наравне с обывателями, составляя яркий и экстравагантный ассамбляж: старушки-миллионерши в шанели и тиффани соседствуют с портовыми грузчиками, кинозвезды со всего света делят мостовую с крикливыми китайскими туристами, а разбогатевшие стартаперы Кремниевой долины – с седыми искусствоведами из Сибири.

Это обстоятельство предоставляет большие возможности для любителей peoplewatching и еще большие — для любителей peoplewatching с фотоаппаратом и аккаунтом в инстаграме.

Венеция — это не столько город-музей, сколько город музеев. Почти в каждом палаццо и церкви время от времени проходят те или иные выставки, культурные события, концерты и конференции. А это значит, что можно не только гулять по улицам и разглядывать фасады, но и проникнуть внутрь огромного количества домов, дворцов и церквей, и часто — бесплатно.

С мая по ноябрь в Венеции проходит Биеннале: выставка по четным годам — архитектуры, по нечетным — современного искусства.

В это время на множестве площадок за пределами основных выставочных зон в Арсенале и садах Биеннале проходят сопровождающие главный проект экспозиции, и часто вход туда бесплатный для всех, что дает возможность не столько посмотреть искусство, сколько просто побывать внутри многих венецианских палаццо.

Очередь на молитву в собор Сан-Марко (вход с левой стороны здания)

Если у вас есть пресс-карта (ламинированная карточка с вашей фотографией, на которой по-английски написано press, стоит чья-то подпись и круглая печать с русскими буквами, не доступными для понимания за пределами родины), то вы сэкономите много денег на посещении музеев, которые здесь весьма недешевы.

В половине мест вход для журналистов бесплатный, в частности, можно сэкономить 20 евро на двоих при посещении дворца Ca’ d’Oro с его впечатляющим готическим двором первого этажа, балконами с видом на Гранд-канал и совершенно потрясающим Святым Себастьяном Андреа Мантенья. А вот посмотреть Карпаччо в Scuola di San Giorgio degli Schiavon по пресс-карте не пускают — придется отдать по 5 евро с носа (но оно того стоит).

Нет необходимости стоять в долгой очереди к кампаниле Сан-Марко – это такая высокая башня на одноименной площади – и платить немалые деньги за возможность посмотреть на город с высоты.

В недавно открывшемся торговом центре Fondaco dei Tedesci (бывшем землячестве немецких купцов XV века, отреставрированном в 2016 году командой под руководством Рэма Колхаса) есть отличная бесплатная смотровая площадка с лучшим видом на Гранд-канал в Венеции и без очередей.

Вид с крыши Fondaco dei Tedeschi

Логично начинать погружение в венецианскую тему не с осмотра красот самого города, а с острова Торчелло, как это делал искусствовед Рескин в XIX веке: там находятся самый старый храм в лагуне (древнее базилики Сан-Марко), самые впечатляющие византийские мозаики и в целом ощущение начала всего этого последующего венецианского великолепия. Потом уже можно идти в Сан-Марко и прочие церкви города — смотреть, как это развивалось и видоизменялось.

Если вы хотите рассмотреть мозаики собора Сан-Марко не за 15 минут в толпе групп китайских туристов, а комфортно, сидя и под органную музыку, то можно идти к воскресной мессе (расписание на сайте базилики Сан-Марко), сказав охраннику «пер прегьера», мол, на молитву, и в компании таких же лайфхакеров наслаждаться византийскими мозаиками на сводах церкви. Это удовольствие, конечно, бесплатно.

Венеция не клубный город, за клубной жизнью надо ехать в Местре или соседнюю Падую. Провести время в Венеции среди веселой пьяной молодежи можно на кампо Санта-Маргерита, где начиная с вечера и до ночи пьют студенты местных университетов и приезжая молодежь.

Веселье вываливается из переполненных баров на площадь, ближайшие набережные и мосты, и все городское пространство становится одной большой студенческой вечеринкой.

Там же можно перекусить после полуночи (что в городе редкость) в пиццерии Al Volo — институции местных тусовщиков.

Альтернативный маршрут для любителей выпить правильно и по-местному: набережная Fondamenta Misericordia на севере города, в Каннареджо, там вдоль неожиданно прямой и длинной набережной разместилось с десяток хороших баров для венецианцев и приезжих, знающих город и правильные места.

«Высокая вода» на площади Сан-Марко

Источник: https://knife.media/venice-guide/

Архитектурная Биеннале: 8 павильонов, которые нужно увидеть в первую очередь :: Статьи

Архитектурная биеннале: почему нужно срочно купить билет в Венецию

Если предыдущая Биеннале носила остросоциальный характер благодаря заявленной теме — «Репортаж с фронта», то нынешняя оказалась не в пример более разноплановой.

Слово FREESPACE интерпретировали по-разному: Британия поняла его буквально и представила абсолютно пустой павильон, Россия отправила посетителей Биеннале в путешествие по железным дорогам, а каталонское бюро RCR отодвинуло архитектуру на второй план и перенело зрителя в потусторонний мир, состоящий из полиэтилена и шести тысяч линз. Среди этих работ сложно выделить общее, и тем не менее все они отвечают призванию кураторов: продемонстрировать, как связаны ограниченное пространство и свобода, пустота и архитектура, а личный взгляд на жизнь — с глобальными процессами в мире.


Швейцария

Павильон, получивший главную награду Биеннале, Золотого Льва, очевидным образом ассоциируется с «Алисой в стране чудес».

Это низкобюджетная квартира с потолками 2,4 метра, но каждая комната здесь имеет свое измерение: в одну из дверей можно пройти, только пригнув голову, зато до кухонной столешницы дотянется не каждый взрослый.

Зритель попеременно чувствует себя то карликом, то, совсем как в песне Jefferson Airplane, — 10 футов ростом.

Психоделическое путешествие по типичному швейцарскому жилищу — не самоцель, но средство, чтобы указать на серьезную национальную проблему.

По словам архитектора и куратора проекта Алессандро Боссхарда, швейцарцы часто называют себя «нацией арендаторов», так как большинство из них не владеет недвижимостью.

Сдаваемые квартиры выглядят одинаково, и люди не обращают на это внимание — но если убрать из домов мебель, стандартизированность выйдет на первый план.

«Мы хотим спровоцировать архитектурный дискурс. Сейчас это принимают как данность, и никто не спрашивает, почему стены белые, а выключатели света всегда одни и те же» — Алессандро Боссхард

Слово «repair», выбранное кураторами в качестве названия, переводится на русский как «ремонт», «починка» или, что ближе к сути павильона, — «восстановление». Внутри и при входе в павильон собрано поле из 10 тысяч диких растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Архитекторы Baracco+Wright совместно с художницей Линдой Тегг окрестили саженцы «строительным материалом пастбищ» и указывают не только на их печальную судьбу в природе, но и на место человека в этой трагедии.

Дикие травы не кажутся людям чем-то ценным, и из-за этого отношения в природе остался всего 1 процент растений.

«Я считаю, что архитекторы мало считаются с природой — мы недостаточно заботимся о тех, кто уже живет на ландшафтах, с которыми мы работаем» — Луис Райт

Авторы экспозиции — тайваньская студия Fieldoffice. Уже двадцать лет сотрудники этого бюро живут и работают на окраине уезда Илань. их цель — «освободить» местных жителей с помощью архитектуры и вернуть им контакт с природой — может показаться наивной, но после посещения павильона Тайваня весь скепсис исчезает.

Архитекторам удалось спроектировать десятки общественных пространств, офисов и даже кладбище (см.

Cherry Orchard Cemetery); некоторые из этих проектов продвигались невероятно долго — например, обустройство мемориального парка Shin-Fang Yang заняло восемь лет, в течение которых шли бесконечные согласования с местной общиной и властями. Теперь, когда Fieldoffice довели проект до конца, сад стал не просто точкой на карте, но и примером всему миру.

Каталония

Прошлогодние лауреаты Притцкеровской премии, каталонское бюро RCR, о своем проекте для Биеннале говорят просто: «Мы покажем мечту».

Архитекторы не использовали макеты и эскизы, а вместо этого создали пространство из 6000 линз Френеля; их становится все больше по мере того, как зритель удаляется от входа в павильон.

С их помощью архитекторы не только стремятся пробудить воображение, но и открывают доступ к самой интимной стороне своих личностей — миру фантазий.

«В этой архитектуре рождается утопия, через которую раскрывается наш внутренний мир» — RCR

Нужен ли архитектору рисунок? Сегодня на этот вопрос нелегко ответить однозначно, но для куратора Японии, архитектора Момоё Кодзимы, ответ может быть только один.

Его бюро Bow-Wow известно именно благодаря скрупулезным рисункам и эскизам, и павильон получился под стать работам.

Чтобы обойти небольшое здание, вам потребуется очень много свободного времени и лупа (ее дают при входе): стены от пола до потолка обклеены детализированной графикой, выполненной 42 студиями, университетами и дизайн-бюро.

Со свойственной японцам дотошностью они демонстрируют взаимодействие окружающей среды, архитектуры и человека. И, конечно, указывают на важную — если не первостепенную — роль рисунка в работе архитектора.

Эстония

Павильон Эстонии находится ровно между Арсеналом и Садами, в небольшой барочной церкви. Попадая внутрь, посетитель упирается в бетонную стену и подозрительно знакомую бетонную плитку на полу. Поначалу стена кажется непроницаемой, но слева вырезан проход, пройдя через который становится понятно, что она держится лишь на деревянных подпорках.

Таким способом эстонцы решили поговорить на политическую тему: их экспозиция Weak Monument («Хрупкий монумент» — англ.) построена на парадоксе между монументальностью и хрупкостью памятников и их роли в жизни государства. За стеной выставка монументов, разрушенных в ходе смены власти, в том числе памятников Сталину, Ленину и Петру I.

Россия

На время 16-й биеннале российский павильон превратился в железнодорожную станцию — с депо, залом ожидания и камерой хранения, ради которой привезли настоящие двери ячеек с Московского вокзала в Петербурге. Через железные дороги обыграна очевидная и в то же время самая сильная метафора свободных пространств в России — бескрайние просторы, для преодоления которых требуется провести целую неделю в поезде.

Прошлое и настоящее российских железных дорог выражено языком нескольких бюро: «Студия 44» представила проект отреставрированного вокзала в Сочи, Citizenstudio переосмыслили территорию вокруг железнодорожных узлов, «Метрогипротранс» показал высокоскоростную магистраль Москва — Казань. Завершающим аккордом в экспозиции стал сам павильон: его автор, архитектор Алексей Щусев, 100 лет назад спроектировал Казанский вокзал в Москве, конструкция которого восхищала даже Даниэля Либескинда и Заху Хадид.

Ватикан

У Ватикана большой опыт участия в международных выставках: еще в 1851 году самое маленькое в мире государство заявило о себе на первой Всемирной выставке в Лондоне, однако до архитектурной биеннале добралось только сейчас. Павильон находится на острове Сан-Джорджо-Маджоре и состоит из десяти католических часовен. Среди их 13 авторов числятся Норман Фостер и Эдуарду Соуту де Моура.

Весь шик заканчивается на громких именах — здесь нет и толики того размаха, которого ожидаешь от религиозных построек.

Градостроитель Куба Снопек небезосновательно предположил, что это связано со взглядами нынешнего папы римского Франциска: понтифик считает, что католическая церковь должна вести себя гораздо скромнее, чем прежде.

Ни одна из часовен не противоречит этому убеждению, и особенно убедительно это выглядит на контрасте с соседним зданием XVII века — помпезным беломраморным храмом Палладио.

Источник: https://archspeech.com/article/arhitekturnaya-biennale-8-pavil-onov-kotorye-nuzhno-uvidet-v-pervuyu-ochered

Венецианская арт-биеннале. Зачем ехать и как ориентироваться? Все довольно просто. Объясняем

Архитектурная биеннале: почему нужно срочно купить билет в Венецию

Раз в два года тысячи человек со всего мира приезжают в Венецию, чтобы посмотреть на современное искусство. 13 мая Венецианская арт-биеннале открылась в 57-ой раз. Если вы ни разу не оказывались среди ее посетителей, рассказываем, с чего начать и на что смотреть. И зачем вообще это нужно.

Кто выставляется?

Венецианская арт-биеннале — что-то вроде чемпионата мира по футболу, только в сфере искусства. Каждая страна готовит свою программу и выставляет самых интересных современных художников.

Профессиональное жюри их оценивает и вручает приз «Золотой лев» за лучший национальный павильон, а также отмечает нескольких отдельных авторов, представленных в общих павильонах.

Одновременно с основной конкурсной программой проходит параллельная программа (так называемые «collateral events»), многочисленные «открытые столы» («open table») с участием профессионалов и звезд арт-индустрии, а также образовательные программы. Все это длится несколько месяцев.

Несмотря на то, что Венецианская биеннале является не единственной международной арт-площадкой, считается, что именно она задает тон и во многом определяет те направления, в котором развивается мировое искусство.

Инсталляция Лиллианы Портер, Аргентина, на биеннале 2017

История Венецианской биеннале началась в 1895 году, но особенно популярной она стала в послевоенные годы, когда на биеннале стал показываться общепризнанный мировой авангард.

В 1940-1950-х годах награды в Венеции получили Жорж Брак, Анри Матисс, Рауль Дюфи, Макс Эрнст.

В 1950 году на павильоне США были представлены Поллок и Де Кунинг, а в 1964-м, благодаря тому же американскому павильону, международное признание получил поп-арт: гран-при конкурса досталось Роберту Раушенбергу.

С 1972 года биеннале становятся тематическими. Тему объявляет специально назначенный куратор основного проекта, и всем участникам предлагается следовать обозначенной теме. Темы бывают связаны с искусством или отражают актуальные мировые вопросы. Например, в 1986 году темой биеннале стало «Искусство и наука», в 2003-м — «Мечты и конфликты», в 2015-м — «Все будущее мира».

В этом году куратором Венецианской биеннале была назначена Кристин Масель (историк искусств, главный куратор Центра Помпиду в Париже), а темой биеннале стало: «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство!»).

Свой выбор Кристин Масель объясняет тем, что в мире, полном конфликтов и потрясений, искусство становится главной ценностью, соединяющей людей, природу и космос.

При этом, по ее словам, возрастает роль и ответственность художника, так как в условиях мировой нестабильности во многом именно художники формируют картину будущего.

Участие в программе 57-ой Венецианской биеннале принимают более 80 государств: от США и Китая до крошечных Кирибати и Тувалу. Внутри основного выставочного пространства есть отдельный русский павильон; также Россия участвует в параллельной программе с выставкой «Man as Bird».

Посетители биеннале 2017

Кто смотрит?

На предпоказы, которые начинаются за три дня до официального открытия биеннале, приходят специалисты: кураторы, художники, коллекционеры, журналисты, члены жюри. В день официального открытия (в этом году он случился 13 мая) объявляются победители конкурса.

Дальше билеты на биеннале поступают в свободную продажу, и профессиональная публика постепенно сменяется любителями искусства со всего мира и многочисленными туристами. В последние годы каждую арт-биеннале посещают около полумиллиона иностранцев.

В отличие от ряда других международных арт-выставок, куда съезжаются коллекционеры со всего мира, в Венеции работы купить нельзя.

Опыт посещения биеннале напоминает, скорее, поход в невероятный по размерам музей, состоящий из нескольких комплексов и рассказывающий о том, куда движется мировое искусство.

Как туда попасть и все успеть?

Билеты для публики на биеннале недорогие: 25 евро полная цена, или 15 евро для студентов и людей младше 26 лет. Аккредитацию для прессы на дни предпоказов тоже дают легко: достаточно заполнить заявку и прислать ссылку на релевантную публикацию в вашем СМИ.

Билеты можно купить заранее на сайте или сделать это на месте. Очереди бывают, но сумасшедшего ажиотажа обычно нет. Имеет смысл покупать билет за 30 евро, дающий право посещения сразу на два дня, — за один успеть все посмотреть очень сложно.

Основная программа проходит в двух больших комплексах: парке Giardini и на бывших военных складах Arsenale. Начинать осмотр можно с любого места.

От одного комплекса до другого минут 20 нужно идти пешком (чтобы не заблудиться, везде расставлены указатели), также между ними курсирует бесплатный катер.

На входе стоит взять бумажный гид с картой, в котором указаны, какие страны на каких площадках представлены; или купить более подробный путеводитель, который, помимо прочего, представляет художников и объясняет смысл их работ.

Помимо павильонов, представляющих отдельные страны, есть павильоны, в которых собраны работы художников разных стран. В этом году таких павильонов девять: Of Artists and Books, Of Joys and Fears, Of the Common, Of the Earth, Of Traditions, Of Shamans, Dionysian Pavillion, Of Colors, Of Time and Enfinity. Они также находятся на площадках Giardini и Arsenale.

Но ими двумя пространство биеннале не ограничивается. В параллельной программе задействованы еще около 20 площадок, кроме того, регулярно происходят уличные перформансы — так что следует активнее смотреть по сторонам.

Павильоны Arsenale

Выставки в Giardini работают с 10:00 до 18:00, в Arsenale с 10:00 до 20:00, понедельник — выходной. Двух дней на то, чтобы обойти все самое интересное, должно хватить. В этом году биеннале  продлится до 26 ноября.

На что обратить внимание?

Официально лучшим павильоном 2017 года признан павильон Германии (находится в Giardini), на котором художница Анне Имхоф представила проект «Фауст». Ее работа объединяет живопись, скульптуру, инсталляции и живой перформанс.

Помещение павильона Имхоф превратила в стеклянный аквариум, внутри которого находятся актеры, общающиеся со зрителями и друг другом на языке жестов и пластикой тел. Пол павильона тоже стеклянный, и зрители могут увидеть ползающих под ним актеров, которые выполняют по команде разные действия.

Тех, кто пытается выбраться наружу, останавливают охранники и живые собаки. Продолжительность каждого перформанса — пять часов, а сценарий расписан на семь месяцев. Работы Анне Имхоф называют жестким реализмом.

В них она затрагивает такие темы, как насилие и сопротивление, а также исследует пространство между телом и окружающей реальностью, в котором рождается человеческая индивидуальность. Премия немецкому павильону вручена с формулировкой: «За мощную и тревожащую инсталляцию, поднимающую насущные вопросы нашего времени.

Она погружает зрителя в состояние дискомфорта. Используя архитектурные возможности павильона, Имхоф блестяще работает с объектами, картинами, телами и звуками».

Инсталляция “Faust” (фото deutscher-pavillon.org)

В павильоне «Of Artists and Books», который также находится в Giardini, трудно пройти мимо инсталляции датско-исландского художника Олафура Элиассона «Green light».

В ней принимают участие беженцы, в основном из Сирии и Афганистана, получившие временное убежище в Вене. Совместно с публикой биеннале они создают по эскизу художника зеленые лампы особой геометрической формы, которые поступают затем в продажу.

Каждая лампа — результат совместного труда, без которого создание конечного продукта невозможно.

Проект “Green light”

Павильон Грузии в Arsenale выставляет настоящий деревенский грузинский дом (он специально перевезен в Венецию), внутри которого постоянно льет «дождь». По замыслу художника Вахико Чачкхиани, со временем под действием влажности интерьер дома изменится: объекты домашнего обихода развалятся и обрастут мхом.

https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2017/05/Biennale.mp4

Италию в национальном павильоне представляют художники Джорджиан Кало, Роберто Куоги и Аделина Хасни-Бей. Их выставка называется «The Magic World» — в честь одноименной книги, выпущенной после Второй мировой войны.

Ее автор, антрополог и философ Эрнесто Мартино, исследовал важность магии, ритуалов и веры в разных культурах, особенно в кризисные времена. Самая тревожащая часть экспозиции выполнена Куоги: в темном павильоне разложены пластиковые тела размером в натуральный человеческий рост и опирающиеся на иллюстрации средневекового трактата «О подражании Христу».

Инсталляция создает атмосферу ночного кошмара, в котором Христос бесконечно повторяет круг смерти: есть много концов и нет начала.

Инсталляция итальянского павильонаИнсталляция итальянского павильона

Как представлена Россия?

У России есть свой павильон, который участвует в основной программе. Это отдельный дом в парке Giardini, спроектированный архитектором Алексеем Щусевым и открытый еще в 1914 году.

Наравне с павильонами других стран, он регулярно борется за «Золотого льва», но пока ни разу эту награду не получал.

Хотя в нем выставлялись почти все значимые русские художники своих лет: от Врубеля и Петрова-Водкина до Кукрыниксов и Кабакова.

Российский павильон в Венеции (спроектирован Щусевым в 1914 году)

В этом году Россия выступает под названием «Theatrum Orbis». Оно объединяет три проекта российских художников: «Смену декораций» Гриши Брускина, «Блокированный контент» Recycle Group и 10-минутную видео работу Саши Пироговой «Сад».

Российский павильон благосклонно отмечается мировой критикой. Британская The Guardian характеризует его как «spectacular as ever» и рассказывает про двуглавого орла Брускина, который реет над миллионом крошечных рабочих — белых скульптур.

Здесь есть и танки с бомбардировщиками, и солдаты, и аллюзия на советское прошлое и путинскую Россию. Гриша Брускин (в этом году ему исполняется 71 год) — один из самых известных современных художников российского происхождения.

Он живет и работает между Нью-Йорком и Москвой.

Инсталляция Гриши Брускина

Выставка группы Recycle посвящена виртуальной реальности. Чтобы понять ее смысл, зрители должны скачать апп на свой телефон или воспользоваться планшетом смотрителей. Части человеческих тел, будто замурованных в стену, в этот момент оживают, а их тела передают на экран планшета или телефона тепло. «Блокировка значит смерть» — такова главная мысль этого проекта.

Инсталляция Recycle Group

-арт Саши Пироговой показывает хоровод людей, которые с помощью танца постепенно освобождаются от оцепенения и возрождаются к жизни. «У нас достаточно драматичное восприятие: есть жизнь, а есть что-то мрачное, непонятное и страшное, — говорит художница. — Хочется просто сказать, что это не страшно».

В рамках параллельной программы Венецианского биеннале, в Palazzo Soranzo Van Axel, проходит также большая выставка, организованная Пушкинским музеем. Она называется  «Man as Bird. Image of Journey».

На ней представлены работы 14 российских художников и художников других стран, которые объединяются темой путешествий по планете.

Это первый опыт сотрудничества музея с Венецианской биеннале, и  его главная задача, по словам его директора и одного из кураторов этой выставки Марии Лошак, — показать современные направления работы Пушкинского музея.

На выставке Man as Bird
В «Павильоне традиций» участвует также российская художница Ирина Корина, представляющая иммерсивное пространство «Благие намерения», которое напоминает московскую городскую иллюминацию.

В «Павильоне художников и книг» участвует молодая, но уже прославленная художница из Дагестана Таус Махачева, представляющая часовое видео, герой которого Расул Абдаков ходит по канату над пропастью, создавая своего рода мост между традициями Запада и Востока.

-арт Таус МахачевойДиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на открытии выставки “Man as Bird”

Чем еще заняться в Венеции?

До 3 декабря, почти одновременно с арт-биеннале, в Palazzo Grassi и Punta della Dogana, проходит большая выставка одного из самых известных британских художников Дамиена Херста «Treasures from the Wreck of the Unbelievable».

Работа над ней заняла почти десять лет, и на ней показаны «находки» с несуществующего затонувшего корабля Apistos («Невероятный»). Согласно легенде, Apistos ушел под воду около двух тысяч лет назад вместе с грузом глобальных артефактов, а в 2008 году был обнаружен на дне восточного побережья Африки.

Херст стал тем человеком, который поднял со дна и отреставрировал сокровища корабля, показав их впоследствии широкой публике.

Treasures from the Wreck of the Unbelievable, выставка ХерстаTreasures from the Wreck of the Unbelievable, выставка Херста

Подводные сокровища Херста — одна из самых обсуждаемых мировых арт-выставок года. Но если после похода по биеннале сил на современное искусство больше не остается, всегда есть возможность сесть в одном из старинных кафе, заказав местное Prosecco или Aperol Spritz.

  Можно позвать друзей: наверняка в те же дни в Венеции окажется немало знакомых. Венецианская биеннале — как раз про это: искусство, профессиональная и около- тусовка, апероль.

В каких пропорциях смешивать этот коктейль, каждый решает сам, но его воздействие в любом случае вряд ли разочарует.

Текст, фото и видео: Катерина Никитина

Источник: https://zimamagazine.com/2017/05/venetsianskaya-art-biennale-zachem-ehat-i-kak-orientirovat-sya-vse-dovol-no-prosto-ob-yasnyaem/

Архитектурная биеннале в Венеции: игры с пространством

Архитектурная биеннале: почему нужно срочно купить билет в Венецию

Тема XVI Международной архитектурной биеннале в Венеции — «Свободное пространство». Высказывания на эту тему можно увидеть в 63 национальных павильонах, разбросанных по всему городу. Robb Report выбрал десятку самых интересных. Успеть туда нужно до 25 ноября 2018 года.

Павильон Швейцарии: Svizzera 240: House Tour

Павильону Швейцарии жюри биеннале присудило высшую награду — «Золотого Льва» за лучший национальный проект. Здесь воссоздан интерьер типовой квартиры — с пустыми белыми стенами, ламинированным паркетом и пластиковыми окнами.

При этом масштабы и пропорции предметов интерьера непривычно искажены — зрители как будто попадают в мир «Алисы в Стране чудес» и чувствуют себя попеременно то лилипутами, то великанами.

Только 30% жителей Швейцарии имеют собственное жилье, большинство живет в съемных, зачастую типовых квартирах — и этим проектом кураторы павильона привлекают внимание к проблеме безликости такого рода апартаментов и банальности интерьеров.

Проект Ватикана: часовни на острове Сан-Джорджо-Маджоре

Дебют Ватикана в профессиональном сообществе ждали с большим интересом.

Результат не разочаровал: в стороне от привычных маршрутов биеннале, в парках острова Сан-Джорджо-Маджоре, 10 архитекторов по просьбе куратора Франческо Даль Ко построили 10 версий часовен, путь к которым напоминает паломничество.

Свои версии храмов представили Норман Фостер, Эдуарду Соуту де Моура, Смилян Радич, Терунобу Фудзимори, Хавьер Корвалан и другие. Каждому была предоставлена полная свобода для самовыражения, и получившиеся проекты исследуют природу религиозности совершенно по‑разному.

Павильон России: «Станция Россия»

Павильон России превратили в вокзал, пять залов которого современные российские архитекторы и дизайнеры заполнили чертежами, моделями и мультимедиа-инсталляциями.

тема биеннале — «свободное пространство» — истрактована как бескрайние просторы, пронизанные кровеносной системой железных дорог.

Эта заявка перекликается с историей самого павильона, автор которого, Алексей Щусев, построил также здание Казанского вокзала в Москве.

В первом зале — «Введение в географию» — представлена инфографика о «железных путях» и вокзалах. Во втором — «Проектное депо»: архивные макеты и фотохроника, кадры с камер видеонаблюдения.

«Зал ожидания будущего» знакомит с предложениями молодых московских архитекторов по развитию площади трех вокзалов в Москве. На нижнем этаже разместилась «Камера хранения» — настоящие ячейки из камер Московского вокзала Санкт-Петербурга, каждая из которых рассказывает свою историю.

В последнем зале — видеоработа художника Даниила Зинченко «Семь дней за семь минут», документирующая путешествие на поезде из Москвы во Владивосток.

Павильон Великобритании: Island

Отмеченный специальным призом жюри, проект Island — коллаборация архитекторов Адама Карузо и Питера Сент-Джона (Caruso St John) и художника Маркуса Тейлора.

Внутри павильон совершенно пуст, а сверху к нему пристроили временную конструкцию — «островок» публичного пространства, открытый как для посетителей, так и для кураторов соседних павильонов, которые могут проводить здесь свои мероприятия.

По словам Карузо, Сент-Джона и Тейлора, павильон может быть как убежищем, так и местом ссылки. Метафора острова как обособленного пространства особенно актуальна в свете Брекзита, самым явным последствием которого станет изоляция Великобритании от ЕС.

Павильон Китая: Building a Future Countryside

Китай привычно ассоциируется с шумными мегаполисами, экологическими вызовами, стремительно растущей экономикой. Однако куратор Сяннин Ли решил обойти стереотипы и показать миру не городской Китай, а сельский. Именно деревни в этой стране становятся новым полем для урбанистических экспериментов, так как крупные города уже достигли своей точки роста.

Выставка рассказывает о будущем сельской местности, о поисках компромисса между традицией и модернизацией и о том, какую роль в этом процессе могут сыграть новые технологии. Среди экспонатов — Облачная деревня, модель бамбуковой крыши в форме знака бесконечности и смотровая башня, которую создали из руин разрушенного дома в провинции Юньнань и привезли в Венецию специально для биеннале.

Павильон США: Dimensions of Citizenship

В павильоне США архитекторы размышляют над понятием гражданства и тем, как его может определять архитектура.

Кураторы Ниолл Аткинсон, Энн Луи и Мими Зейгер исследуют разнообразные отношения между физическим пространством города и его способностью порождать чувство принадлежности к этому пространству.

Один из ярких примеров взаимовлияния архитектуры и гражданской самоидентификации — горячо обсуждаемый в США проект стены на границе с Мексикой. По мнению кураторов, архитектура — один из важнейших инструментов в формировании понятия гражданства сегодня и в будущем.

Павильон Северных стран (Финляндии, Швеции и Норвегии): Another Generosity

Внутри Павильона Северных стран — четыре огромных пузыря, наполненных воздухом и водой. В зависимости от погоды пузыри надуваются и сдуваются. Воздух и вода тут не случайны: целью кураторов было показать будущее, в котором архитектура адаптируется к окружающей среде подобно тому, как сейчас к ней адаптируются люди.

В скандинавских странах об этой концепции говорят давно, и сам павильон, созданный по проекту норвежца Сверре Фена в 1962 году, является ярким ее воплощением: сквозь здание прорастают несколько платанов. Таким образом, проект Another Generosity продолжает заданную традицию и исследует новые способы создания городской среды, способной гармонично сосуществовать с природой.

Павильон Германии: Unbuilding Walls

Первым делом посетители немецкого павильона видят массивную стену. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что она составлена из отдельных фрагментов.

На их оборотной стороне — координаты реальных зданий, которые находились около Берлинской стены.

Выставка с говорящим названием обращается к недавней истории Германии и ставит вопрос, какое влияние оказывают физические барьеры на городские пространства.

Павильон Аргентины: Horizontal Vertigo

Проект Horizontal Vertigo — дань горизонтальному ландшафту как объединяющему элементу Аргентины. Кураторы павильона стремились, с одной стороны, передать ощущение «свободного пространства» — в данном случае бескрайних аргентинских просторов, а с другой — представить горизонтальные тенденции в творчестве местных архитекторов и дизайнеров.

В центре павильона внутри стеклянного прямоугольника высажен сад, а на стенах демонстрируются эскизы архитектурных проектов последних лет.

Все представленные проекты были реализованы после падения диктатуры военной хунты 1983 году и носят демократический характер: это парки, социальные и общественные пространства, коллективные проекты.

Выставка исследует, как они вступают в диалог друг с другом и сосуществуют в рамках общего — горизонтального — пространства.

Павильон Австралии: Repair

В основе проекта Repair, созданного бюро Baracco + Wright Architects, — простая, но не теряющая актуальности мысль: угроза разрушения естественного ландшафта в результате человеческого вмешательства. В павильоне и вокруг него воссоздан настоящий оазис из 10 000 растений — он призван напомнить о том, как много растений в Австралии находятся на грани исчезновения.

Вторая часть выставки — серия экспериментальных видео Ground — рассказывает о 15 проектах, направленных на улучшение экологической ситуации.

Третья часть — это световая инсталляция Skylight, состоящая из светодиодных ламп и обеспечивающая жизнедеятельность растений.

Repair приглашает к дискуссии о базовых архитектурных ценностях и фокусируется на архитектуре, которая способна гармонично объединить созданную человеком инфраструктуру и окружающую среду.

Источник: https://robb.report/stil-zhizni/26612-arhitekturnaya-biennale-v-venecii-igry-s-prostranstvom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.