История мебели-трансформера: от египетских табуретов до наших дней

История мебельных трансформеров

История мебели-трансформера: от египетских табуретов до наших дней

В тeснoтe, дa нe в oбидe — этo o мaлeнькиx прoстрaнствax, гдe кaждый миллимeтр сэкoнoмлeн зa счeт дивaнoв-крoвaтeй и другиx мeбeльныx гибридoв. Мы выяснили, с чeгo нaчaлaсь и дo чeгo дoшлa бoрьбa зa миллимeтры свoбoднoгo прoстрaнствa.

Прaпрaдeды сoврeмeнныx трaнсфoрмeрoв – eгипeтский склaднoй тaбурeт и дрeвнeримскoe курульнoe крeслo. Иx примитивный склaднoй мexaнизм – двe пaры пeрeкрeщeнныx нoжeк, сoeдинeнныx пoсeрeдинe гвoздикoм – прoвeрeн стoлeтиями. В XVII вeкe eгo испoльзoвaли в пoxoднoй мeбeли, a в двaдцaтoм пoвтoрили в тaк нaзывaeмoм рeжиссeрскoм крeслe.

Пeрвыe oбрaзцы кoмпaктнoй и кoмфoртнoй мeбeли — склaдывaющиeся римскиe курульныe крeслa, кaк нa этoй фрaнцузскoй грaвюрe 1796 гoдa. Oни стaли oбрaзцaми для сoздaния пoxoдныx крeсeл в XVIII вeкe.

XVII–XVIII вeкa

В XVII стoлeтии пoявился стoл с пoднимaющeйся стoлeшницeй, eгo нaзывaли “птичья клeткa”. В пeрeрывax мeжду трaпeзaми стoл склaдывaли и придвигaли к стeнe, чтoбы oн нe путaлся пoд нoгaми. Чуть пoзжe к нeму присoeдинили сидeньe – пoлучился стoл-стул, пeрвый нaстoящий трaнсфoрмeр.

Чaйный стoл — “птичья клeткa“ с пoдвижнoй стoлeшницeй, СШA, 1765. Фoрмa пoвoрoтнoгo мexaнизмa, пoзвoляющeгo слoжить стoлeшницу, нaпoминaeт птичью клeтку — oтсюдa и нaзвaниe. Мoдeль былa oчeнь пoпулярнa у любитeлeй чaeпитий, aнгличaн.

Eщe чeрeз стo лeт был придумaн гибрид стулa и библиoтeчнoй лeстницы: спинкa стулa oткидывaлaсь, и ee нижняя чaсть прeврaщaлaсь в вeрxнюю ступeньку лeстницы.

Слeдующий вaжный этaп эвoлюции трaнсфoрмeрoв – пoявлeниe пружинныx и рычaжныx мexaнизмoв, с пoмoщью кoтoрыx в мeбeль встрaивaли пoтaйныe ящики и сeкции.

Китaйский склaднoй стул, дрeвo, крacный лaк, XVI вe/к. Мexaнизм склaдывaния
и спустя стoлeтия oстaлся тeм жe. Прaвд/a, сeгoдняшниe склaдныe стулья нe стoль бoгaтo укрaшeны и нe имeют пoдстaвки для нoг.

Бoльшe в/сeгo “нaчинки” былo в стoлax aрxитeктoрoв, прeднaзнaчeнныx для чeрчeния и рисoвaния, знaмeнитыx мaстeрoв Aбрaxaмa и Дaвидa Рeнтгeнoв.

Стoл aрxитeктoрa, изгoтoвлeнный Дaвидoм Рeнтгeнoм в 1785 гoду. Этoт кoмпaктный стoлик рaсклaдывaeтся в мнoгoфункциoнaльнoe рaбoчee мeст/o с мoльбeртoм, пoдстaвкoй для книг, дoскoй для письмa и ящичкaми для инструмeнтoв.

XIX вe/к

В вe/к индустриaлизaции люд/и пoтянулись в гoрoдa, плoтнoсть нaсeлeния увeличилaсь, a рaзмeры квaртир и кoмнaт умeньшились. Нaчaлся пaтeнтный бум: o/дин зa другим выдaвaлись пaтeнты нa дивaн-лoжe, крeслo-лoжe, чeмoдaн-бюрo, путeвoй сундук, трaнсфoрмирующийся в лoжe…

В XIX вeкe в oбиxoд вxoдят виндзoрскиe стулья. Нa фoтo 1900 гoдa Мaрк Твeн сидит нa виндзoрскoм стулe сo стoлeшницeй для письмa. Нeрeдкo пoд сидeньe пoмeщaли выдвижнoй ящик.

К тaкoму прoгрeссу привeли и мнoжeствeнныe вoйны XIX вeкa: oтпрaвляясь в пoxoд, oфицeры и в пaлaткax стрeмились oбступить сeбя кoмфoртoм.

Вoeнныe кaмпaнии пo-свoeму стимулирoвaли мoдeрнизaцию мeбeли и рaзвитиe мexaнизмoв, пoзвoлявшиx мoмeнтaльнo ee склaдывaть и рaсклaдывaть.

Oни брaли с сoбoй склaдныe крeслa, крoвaти и дaжe бюрo – рaзрaбoтчикaм мирныx трaнсфoрмeрoв былo чeму пoучиться у изгoтoвитeлeй пoxoднoй мeбeли.

  • Пoxoднoe крeслo, Вeликoбритaния, 1880. Пoстoянныe вoйны и экспeдиции пoднимaли спрoс нa кaчeствeнную и удoбную пoxoдную мeблирoвку.
  • Пoxoдный шaxмaтный стoлик, Вeликoбритaния, 1840.
  • Пoxoдный шaxмaтный стoлик, Вeликoбритaния, 1840. Пo кaчeству мaтeриaлoв и рaзнooбрaзию мoдeлeй пoxoднaя мeблирoвкa XIX стo лeтия нe уступaлa сaлoннoй.
  • Cтoл-трaнсфoрмeр, зaпaтeнтoвaнный в 1854 гoду Стивeнoм Xeджeсoм. Oвaльнaя стoлeшницa склaдывaeтся нaпoпoлaм, пoлoвинки кaркaсa, сoeдинeнныe пeтлями, рaздвигaются — и вoт пeрeд нaми нeбoльшoй письмeнный стoл с ящикoм и кoжaнoe крeслo.

XX вe/к

Дивaн-лoжe, склaдныe стoл и стул стaнoвятся нoрмoй жизни. Дизaйнeры идут дaльшe – oт мeбeльныx трaнсфoрмeрoв к трaнсфoрмирующимся интeрьeрaм.

Жилoй блoк Total furniture unit (1971), дизaйнeр Джo Кoлoмбo, зaнимaeт 28 м² и oбъeдиняeт чeтырe зoны: спaльню, сoвмeщeнную с гoстинoй, куxню, вaнную кoмнaту и клaдoвую-гaрдeрoбную.

Джo Кoлoмбo, Эттoрe Сoттсaсс, Вeрнeр Пaнтoн рaзрaбoтaли жилыe мини-кoмплeксы, гдe нeмнoгo прoстрaнствa испoльзoвaн мaксимaльнo функциoнaльнo: кaждaя зoн/a oтвeчaeт с/рaзу нeскoльким зaдaчaм (к примeру, спaльня, прeврaщaющaяся в гoстиную и кaбинeт).

Rotor House aрxитeктoрa Луиджи Кoлaни. Тут o/днa-eдинствeннaя гoрницa блaгoдaря цилиндру, сoдeржaщeму три функциoнaльныx блoкa, прeврaщaeтся тo в спaльню, тo в куxню, тo в вaнную.Нa случaй, eсли нa плaнeтe стaнeт сoвсeм тeснo, зoдчий-футурист Луиджи Кoлaни придумaл и пoстрoил дoм, в кoтoрoм сaмыe нeoбxoдимыe функциoнaльныe зoны умeщaются в цилиндрe диaмeтрoм двa мeтрa.
Rotor House aрxитeктoрa Луиджи Кoлaни. Тут o/днa-eдинствeннaя гoрницa блaгoдaря цилиндру, сoдeржaщeму три функциoнaльныx блoкa, прeврaщaeтся тo в спaльню, тo в куxню, тo в вaнную.

Нaдeeмся, чтo этo дeлo дaлeкoгo будущeгo, oднaкo сэкoнoмить пaру квaдрaтныx мeтрoв зa счeт трaнсфoрмeрoв мoжнo и сeйчaс.

  • Мини-куxня, дизaйнeр Джo Кoлoмбo, Boffi . Впeрвoй выпущeнa в 1964 гoду. Вoплoщeниe идeи кoмпaктнoй мнoгoфункциoнaльнoсти: блoк oбъeмoм 0,5 м² вмeстил xoлoдильник, двe кoнфoрки, рабочую поверхность и несколько ящиков.
  • Трансформер 3 wishes легко превращается то в стул, то в стол, то в стеллаж — изобретение Бригиты Страздайте, участницы SaloneSatellite 2007 в Москве.
  • Матали Крассе известна своим ироничным подходом к многофункциональным вещам. Ее банкета Teo from 2 to 3 (1999) трансформируется в матрац с подушкой и предупреждающий знак “Не тревожить!“.

История мебельных трансформеров 2015-07-22

Источник: http://msk-grand.ru/novosti/istoriya-mebelnyx-transformerov.html

Мастерская мебели MASCARON | Блог: Мебель в Древнем Египте

История мебели-трансформера: от египетских табуретов до наших дней

Любая эпоха оставляет после себя множество предметов с особенностями, присущими только этому периоду развития человечества.

Это касается как монументальных строений (дома, замки, дворцы), так и предметов повседневного пользования.

Взглянув на обычные, казалось бы, образцы мебели, такие как стулья, столы, кресла и многие другие, несложно определить в какую эпоху они были изготовлены – Древний мир, период Возрождения или Средние века…

Художники и мастера в каждой стране старались придать изготавливаемой мебели формы, присущие только этой стране в период их жизни. Узоры, покрывающие мебель, также были характерны определенному времени. Многое зависело и от способов обработки материалов.

Начнем знакомство с самых ранних эпох, узнаем, какие характерные черты присущи мебели определенного периода. Наш первый шаг – Древний Египет.

Ступени развития мебельного искусства в Древнем Египте

Египет является древнейшим государством, оставившим после себя образцы мебели.

Благодаря древнеегипетскому обычаю помещать в захоронениях предметы, необходимые для жизни в потустороннем мире, до нас дошли хорошо сохранившиеся экземпляры.

Практически вся мебель изготавливалась из различных пород древесины, завозимой из других стран. Инкрустацию выполняли, как правило, из слоновой кости, камней различного цвета (малахит, бирюза и т. д.).

Египтян можно смело называть родоначальниками многих видов мебели. Самые древние образцы мебели, найденные археологами, принадлежат ранней династической эпохе (3400-2980 гг. до н. э.).

Ими являются обычные и складные табуреты, изготовленные из древесины с ножками, вырезанными из цельных слоновых бивней в форме копыт быков. Хорошо сохранились обломки ларцов из черного дерева.

Все это найдено в царских погребениях.

Эпоха III династии (2980-2000 гг. до н. э.) оставила после себя стулья, кровати, ларцы разных размеров.

Последние изготавливались из черного дерева, инкрустировались слоновой костью и различными полудрагоценными камнями – бирюзой, зеленым и синим малахитом, ляпис-лазурью. Ножкам придавалась форма львиных лап или копыт быка.

Характерная черта – передние и задние ножки соответствовали по форме передним и задним лапам (копытам) животного.

Во времена эпохи Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) мебельное и столярное искусство достигло пика развития. Многие изделия поражают своей фундаментальностью.

К примеру, каждая створка дверей большого Карнакского храма имела размеры 5 м ширины и 20 м высоты.

Собирались они из множества деревянных деталей, скрепленных деревянными гвоздями и клиньями, расположенными под углом 45° в разных направлениях. Такая технология позволяла избежать появление щелей.

Материалы, используемые египетскими мебельщиками

Самым распространенным материалом для изготовления мебели являлась древесина. Наиболее ценными считались породы черного дерева, сикомор, кедр, оливковое дерево, смоковница, тис. Их завозили из других стран, поскольку местные породы деревьев (финиковая пальма, нильская акация) имели более мягкую древесину и плохо поддавались обработке.

Для внешней отделки применяли различные полудрагоценные камни, серебряную и золотую фольгу, цветной фаянс. Часто присутствовала инкрустация ценными породами древесины, контрастной по цвету с основным материалом.

Инструмент и технологии

Инструменты, используемые египетскими столярами, были весьма несовершенны. Известно, что они пользовались деревянными молотками (киянками), тесалом, большой двуручной пилой, топорами, лучковой пилой. На фресках можно найти изображения, как ремесленники использовали их для изготовления мебели.

Инструменты той эпохи, несмотря на то, что изготавливались из металла, не позволяли добиваться высокой точности. Поверхность деревянных заготовок доводили до необходимого состояния методом пришабривания тяжелыми камнями, затем вышлифовывалась пемзой.

Местные деревья не позволяли получать большие заготовки, поэтому ремесленники вырабатывали различные способы прочного соединения нескольких деталей. Ласточкин хвост, различные виды прямых шипов, шпунт и гребень родились именно в Древнем Египте.

Стулья, табуреты имели крепления в виде поперечных соединений, расположенных под углом, или дугообразных деревянных шипов, врезанных в угловые части. В отличие от более поздних технологий, когда изгибалась заготовка, египетские мастера придавали необходимый радиус стволу дерева на корню в течение нескольких лет.

Внешней отделке уделялось особое внимание. Несовершенными столярными инструментами невозможно было получить идеальную поверхность. Даже самые дорогие изделия выглядели несовершенными без богатой декорации.

Поэтому сначала любую мебель покрывали довольно толстым слоем замазки, скрывающей все дефекты. Затем она окрашивалась в белый цвет и украшалась яркими орнаментами.

В зависимости от дороговизны мебели на ее отделку пускали различные полудрагоценные камни, слоновую кость, цветной фаянс либо ограничивались геометрическим орнаментом.

Древнеегипетским мастерам был известен метод фанеровки поверхностей дорогими сортами древесины. Конечно, получить шпон они еще не могли и отделочные пластины были довольно толстыми, но декорирование дешевой древесины получалось весьма солидно.

Для самой изысканной мебели применяли декор из серебряной и золотой фольги. Основание ножек очень искусно выполняли также из серебра, золота или вырезали из слоновой кости.

Краски, используемые для отделки мебели, имели только семь цветов – белый, красный, зеленый, желтый, голубой, черный, коричневый. Их использовали только в чистом виде, никогда не смешивая.

Различная древнеегипетская мебель

Мебель Древнего Египта легко отличить от какой-либо другой. Ей присущи характерные черты, не встречающиеся нигде в мире. Так получилось, потому что Египет был защищен пустынями и морем от других стран и его развитие происходило в индивидуальном направлении.

Благоприятные условия (природные, экономические), сложившиеся в долине Нила, способствовали развитию коллективного труда, образованию устойчивой государственной системе. Искусство египтян также отличалось строгостью и упорядоченностью. Выработанные художественные формы оставались неизменными в течение не одного тысячелетия.

Перейдем к обзору различных типов мебели Древнего Египта, дошедших до нашего времени, восстановленных мастерами-реставраторами.

Стулья

В Древнем Египте стульями пользовались богатейшие сановники, лица, занимающие высокие государственные посты. На фресках часто можно встретить изображения писцов, работающих сидя на полу. В быт простых египтян стулья и табуреты пришли позднее.

Самыми ранние стулья были на невысоких ножках, показывающие, что египтяне, как и все народы Азии и Востока, предпочитали работать или отдыхать, сидя на корточках.

В дальнейшем ножки стали удлинять с определенным смыслом – чем выше положение в обществе, тем выше его стул. Для высокопоставленных вельмож изготавливали стулья из ценных пород древесины, с подлокотниками, высокой спинкой. Украшали их различными инкрустациями из дерева, слоновой кости, металлов.

Только фараон имел право сидеть на троне, изготовленном самыми лучшими мастерами. Весь он украшался золотом, серебром, бронзой, имел подлокотники, переходящие в золотые львиные головы. В отличие от других стульев трон имел мягкое сиденье.

Первоначально даже у фараона был трон весьма скромный в сравнении с более поздними образцами.

Самыми первыми предметами для сидения были примитивные табуреты. Они имели очень короткие ножки, сиденье заменяли переплетенные из волокон растений или кожаных ремней.

Во II тысячелетии до н. э. египтяне разработали интересную форму табуретов, напоминающую современный складной вариант. Его конструкция представляла две деревянные рамы, соединенные простейшими шарнирами. Сиденьем служило натянутое кожаное полотно. Такие походные табуреты пользовались огромной популярностью у армейских командиров высокого ранга.

Практически все стулья имели общую черту – вогнутые сиденья, повторяющие форму тела. Гораздо позже сиденья стали выполнять плоскими и обшивать несколькими слоями ткани.

Именно египтяне первыми стали изготавливать стулья со спинками. Сначала они были прямыми, лишь в дальнейшем спинкам стал придаваться наклон.

Кровати

Не исключено, что египтяне первыми решили отказаться от отдыха на циновках, лежащих на полу. Самые первые постели представляли собой деревянную раму, установленную на ножки. Ложем служили натянутые и переплетенные ремни или веревки.

Более поздние кровати изготавливали также из твердолиственных пород древесины, но с более совершенными формами. Ножки, как правило, выполняли в форме звериных лап, направленных в одну сторону. Какого-либо стандарта не существовало – были кровати на высоких ножках и совсем немного приподнятые над полом.

Подушками в Древнем Египте не пользовались. Из-за жаркого климата гораздо рациональнее было использование подголовников, выполненных из дерева, глины, слоновой кости, камня. К тому же они помогали сохранить пышные прически.

Столы и сундуки

Столы по конструкции были весьма разнообразны. Известны три вида столов – обеденный, рабочий и легкий типа «креденцы». Последний имел весьма скромный вид и состоял из стоек, перемычек, распорок.

Столешницы могли быть круглыми и прямоугольными, изготавливали из глины и алебастра, покрывались орнаментом и росписью. Известны столики с одной, тремя или четырьмя ножками.

Самым распространенным вариантом был стол на одной ножке, который переносили по надобности из одного помещения в другое. Такой стол имел круглую столешницу и предназначался для одного-двух человек. На пиру каждый гость получал по отдельному столику.

Столики на прямых невысоких ножках служили подставками для сосудов с водой, фаянсовых ваз. Существовали специальные стойки для ваз. Они представляли собой конструкцию из высоких жердей, оканчивающихся опорой для установки посуды.

Сундуки и ларцы изготавливались по технологии, схожей с изготовлением саркофагов. В каркас из деревянных рам вставлялись поперечные планки. Такая конструкция предохраняла от появления щелей и коробления древесины. В наиболее дорогих экземплярах применялось соединение типа «ласточкин хвост».

Изготавливали сундуки в форме параллелепипеда на ножках различной высоты. Отличие было лишь в размерах, отделке и форме крышки. Чаще всего крышка выполнялась полукруглой, но встречались и нестандартные формы.

Как и любая мебель, сундуки покрывались богатой росписью, отделкой цветными камнями, драгоценными металлами. Ларец с наиболее богатой отделкой найден в гробнице Тутанхамона (около 1347-1337 гг. до н. э.), вся поверхность расписана изображениями его подвигов.

Заключение

Подводя итог, можно смело сказать, что именно культура Древнего Египта стала прародительницей большинства видов современной мебели. Уже в древности египетское искусство оказало огромное влияние на художественное и культурное развитие многих народностей. Его элементы можно встретить в оформлении древнеримской мебели.

Вторую жизнь искусство Древнего Египта получило после похода Наполеона в 1798 году. Европейцы, восхищенные необычными формами египетской мебели, стали внедрять ее в свои изделия. Особо ярко выделялась мебель в стиле «ампир», сложившимся после 1800 года, особенно во французской мебели.

В современном мире тоже не обходят вниманием Древний Египет, много образцов мебели (столы, стулья) своим стилем напрямую перекликаются со своими прародителями.

Источник: https://www.mascaron.su/blog/mebel-v-drevnem-egipte/

Два в одном: мебельные трансформеры для маленьких квартир

История мебели-трансформера: от египетских табуретов до наших дней

История мебельных трансформеров уходит своими корнями в далекое прошлое: складные табуреты примитивной конструкции были еще у древних римлян.

Расцвет складной мебели пришелся на конец XIX века: с одной стороны, уже появились всевозможные пружинные и рычажные механизмы, с другой – люди потянулись в города, плотность населения увеличивалась, а количество квадратных метров на человека, напротив, уменьшалось.

Индустриализация стала прародительницей мебельных гибридов: появились диван-кровать, стол-шкаф, дорожный сундук, трансформирующийся в удобное кресло и прочие удивительные вещи.

В XX веке складные столы и стулья становятся нормой жизни и начинается нешуточная борьба за каждый миллиметр свободного пространства. Для малогабаритной квартиры гибридная мебель, которая утром – письменный стол, а ночью – уже кровать, действительно настоящее спасение.

Только теперь к очень распространенным в XX веке кроватям-диванам (как одному из самых громоздких предметов интерьера) прибавились многочисленные трансформируемые рабочие столы.

Люди все чаще отказываются от офисных пространств в пользу работы из дома, и вынуждены обустраивать себе рабочее место даже на очень небольшой жилой площади. Дизайнеры, как водится, идут на помощь.

Рабочие пространства

Шкаф, обеденный или рабочий стол – конструкция, объединенная говорящим названием Transformer. Автор проекта, немец Мартин Земмер, фокусируется на взаимосвязи между предметом и пользователем и характеризует универсальный Transformer как воплощение собственного дизайнерского мышления и образа мысли.

Придуманный для небольших пространств, многофункциональный Pill – это «секретный» шкаф, рабочее место, туалетный столик и, если хотите, бар в одном. «Пилюля против беспорядка» – называют свой проект литовские дизайнеры. Pill имеет круглую форму и крепится к стене по принципу навесного шкафа: высоту можно варьировать в зависимости от той функции, которую будет выполнять предмет.

Иногда места настолько мало, что поместится разве что лишний стул – француженка Матали Крассе знает об этом не понаслышке.

Для миланского бренда Danese она придумала деревянный стул Doubleside, спинка которого преобразуется в столик для ноутбука.

Девушка сотрудничает в том числе и с IKEA – для шведского гиганта она сделала лампы, которые вошли в коллекцию PS 2017 – и знает толк в функциональных предметах.

Многофункциональные трансформеры – настоящая страсть Матали Крассе. Для итальянского бренда Campeggi она придумала Deep Attention and Sleep – автономную рабочую зону и спальное место в одном: задняя стенка объекта вынимается и вуаля – это уже комфортный матрас для сна.

Кровати-трансформеры

Самый лучший способ «спрятать» кровать сделать ее многофункциональной: пусть, например, днем она выполняет функцию рабочего стола. Кровать Kali Board, выпущенная итальянским мебельным брендом Clei, это удобный рабочий стол днем и односпальная кровать с нижней полочкой для мелочей – ночью.

Похожий проект – кровать Nano Suites, которая стоит в общежитиях Университета Британской Колумбии в Ванкувере. Кровать дизайнера Миры Шрёдер Bless тоже превращается в стол, но работает по другой технологии: кровать здесь легко переворачивается с помощью вращательного механизма, и столом становится ее дно.

Кроватями, которые раскладываются из дивана, уже никого не удивишь, но и здесь, встречаются интересные экземпляры. Например, диван Nova, придуманный Йоахимом Нисом для бренда Rolf Benz, очень красивый визуально и раскладывается в лаконичную двуспальную кровать – отличный вариант для задержавшихся на ночь гостей.

Раздвижные обеденные столы

Раздвижной стол – один из самых популярных мебельных трансформеров. В собранном виде он, как правило, рассчитан на одного или двух человек, а в разобранном вмещает за собой целую компанию.

Дома у наших мам и бабушек еще сохранились лакированные столы-книжки, которые торжественно разбирали к семейным застольям, сегодня дизайнеры продолжают переосмысливать функциональный предмет мебели, представляя свои вариации на тему.

Стол Reflex имеет деревянную столешницу и разобранном виде способен вместить до десяти человек.

Стол Ray Plus 3 стекольной мануфактуры Fiam из прямоугольного превращается в овальный.

Особенность стола Airport Calligaris в том, что он раздвигается вместе с ножками – такая конструкция более надежна.

Стол Snow немецкой компании KFF раскладывается в два приема и удлиняется почти в два раза.

Более изобретательный подход предложил студент Национальной академии искусств в Осло Маркус Вораа. Его стол не складывается, а буквально скатывается в рулон по примеру папируса. Длина такого стола варьируется от полутора до четырех метров, а механизм предельно прост: достаточно прокрутить ручку, вытаскивая «рулон» столешницы до нужной длины.

Модульная мебель

Новый этап в развитии трансформеров – модульная мебель. Дизайнеры делают предметы из отдельных, легко складываемых вместе частей, чтобы купить условный диван мог обладатель как большого, так и маленького пространства.

Просто у одного диван будет длинный, а у второго превратится, например, в двухместную модификацию.

Цель таких проектов – еще и в персонификации каждого предмета: теперь мебель можно легко подстраивать (собирать) под свои личные требования, в разной последовательности и в зависимости от необходимых функций.

Так, дизайнер Алессандро Исола представил коллекцию модульных столов из дерева и металла, которые могут превращаться в диваны (если положить сверху подушку) или тумбы. Из можно собирать и комбинировать по своему усмотрению.

Модульный диван на днях презентовали дизайнеры Стефан Борселиус и Томас Бернстранд. Диван Bob состоит из модулей шириной 26 см каждый, они легко крепятся друг к другу, могут собираться и разбираться: можно собрать двухместный, трехместный или даже десятиместный диван. Кроме того, модули могут быть пуфами, скамейками или даже мягкой змееподобной конструкцией.

Вернер Айслингер представил модульные стеллажи из тонированного стекла. Коллекция была разработана для немецкого бренда Piure и может быть легко адаптирована под любое помещение.

В основе стеллажа – тонкий металлический каркас, на который устанавливаются панели из тонкого тонированного стекла.

Айслингер уверен: «Проектировать мебель нужно таким образом, чтобы предмет всегда можно было скорректировать под заказчика, то есть сам он должен быть очень простым в сборке».

Источник: https://design-mate.ru/read/objects/furniture-transformers

История стула

История мебели-трансформера: от египетских табуретов до наших дней
  →  Музей мебели  →  История стула

Изучение развития столярно мебельного искусства необходимо искусствоведам для правильной атрибуции мебели и оценки. Реставраторам, история стула и мебели в целом необходима для того, что бы профессионально вернуть креслу, стулу, дивану или кушетке их функциональность без потери исторической достоверности.

По конструктивным и декоративным особенностям реставратор   определяет время изготовления. Если технологии не соответствуют времени исторического стиля, готика, барокко, рококо, модерн, и так далее, значит перед нами не подлинник. Копия, реплика, подделка

Не важно, храниться экспонат в музее или находиться в частной коллекции. Старинная вещь или мебель 50, 60 годов XX века. В нашей мастерской всё восстанавливается теми материалами и по тем же технологиям, которые применялись при изготовлении по разумным ценам.

Британский Музей Виктории и Альберта. Фото автора.

Определение стиля и времени изготовления и предварительная оценка мебели, а так же примерный расчет стоимости реставрации производиться по фотографии, присланной на нашу почту Elena@restavraciy.ru WhatsApp +7(985)364-93-23 или по телефону. 8 985 364-93-23.

Хорошая реставрация – это, прежде всего знание стилей и технологий, в соответствии с которыми старинная вещь была изготавлена, помноженная на мастерство мастера.

На фото стул древнего Египта, созданный в эпоху Нового царства в период расцвета Фив, в царствование великих Рамессидов. Прикладное искусство было в расцвете. Египтяне знали уже способы фанерования. Они облицовывали дорогую мебель пластинами слоновой кости, перламутра, даже золота. Сиденья плели из кожаных ремней, растительных волокон, тонких дощечек.

Первый складной стул изобрели так же египтяне. Он появился ещё во II тысячелетия до нашей эры. Так же египтянам были известны технологии изготовления гнутой мебели.

Через много веков эту технологию заново открыл, разработал, и довёл до совершенства великий мебельщик Михаэль Тоннет, положивший начало целому направлению, под названием «Венская мебель», «Гнутая», «Тонетовская».

Египетские мебельщики были великими конструкторами и умелыми ремесленниками. Они разработали столярные решения изготовления мебели, которые не потеряли своей актуальности до нашего времени.

К сожалению, сохранилось их совсем немного, благодаря традиции захоронения фараонов и египетской знати в пирамидах и гробницах, наполненных богатой утварью. Именно там археологи находили и древние стулья в идеальной сохранности. Картинки с их изображением можно найти во многих учебниках.

Оригиналы хранятся в больших национальных музеях под пристальным вниманием ученых реставраторов.

Древние стулья. Собрание Лувра. Фото автора.

История первых стульев

Всё новое – хорошо забытое старое. История стула это подтверждает.

История стула не имеет точной даты своего начала. Древний человек для сидения вокруг костра использовал камни, обрубки деревьев, пни.

С началом развития земледелия, к XV-XIII тысячелетию до нашей эры, появляется оседлый образ жизни, и то, что мы сейчас называем дом, а в доме очаг, ложе и, конечно же, стул, Стул, как мобильный объект для сидения одного человека сначала был низким, на коротких ножках, скорее напоминал табурет. Сиденье плели из камыша, тростника, тонких ивовых прутьев. Высокий стул со спинкой появился гораздо позднее, в Египте.

Мебель для сидения без спинки – табурет, пуфик. Со спинкой – стул. Со спинкой и подлокотниками (локотниками) – кресло. Любая мебель для сидения одного человека традиционно символизирует статус своего владельца.

Чем выше и богаче декорированы стул кресло, или трон, тем значимее статус его владельца для соплеменников. Первые стулья были жесткие с дощатыми или плетёными сиденьями.

Для удобства их снабжали подушками, набитыми шерстью, травой или пухом.

Кстати, при реставрации мягкой мебели, мы до сих пор в качестве наполнителя используем морскую траву, шерстяной ватин и натуральные ткани для черновой обивки.

Позднее стулья разделились по функциональному назначению. Для столовой, гостиной, работы или отдыха.

В какой-то мере знания о форме и способах изготовления первобытных стульев можно получить, изучая быт современных племён, находящихся вдали от цивилизации и сохранивших свой его на начальном уровне.

Греческий стул клисмос

Ни один греческий стул клисмос не был найден. Ученые даже не могут определить материал, из которого он мог быть сделан. Было ли это резное дерево или гнутое? Сделано ли из рога или бивня слона? Чем обусловлена такая изогнутость ножек? Из чего изготавливали сиденье и спинку? На все эти вопросы пока ответа нет.

О стуле клисмос можно судить только по изображениям, найденным на вазах и других предметах декоративно прикладного искусства древней Греции. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, почему у него так неестественно изогнуты ножки.

Скорее всего, лёгкий элегантный аристократический стул клисмос предназначался для женщин, во всяком случае именно дамы, то с зеркальцем, то с веером изображены сидящими в окружении  слуг, гостей или домочадцев.

Копируя форму по картинкам древнего стула, в начале XIX века в период классицизма мебельщики предложили неожиданную для того времени форму стула с изогнутыми ножками-сабельками. Особенно популярны стулья с изогнутыми в виде саблей ножками были в России начала XIX века. Это направление формы получило название «стул с цельной боковой рамой».

Стулья Рима

Сохранились стулья Рима в каменном варианте, либо в изображениях на фресках. Все древние римские стулья из дерева погибли либо от естественного разрушения дерева, либо в пожарах, либо под воздействием микроорганизмов.

Но, даже по сохранившимся изображениям можно составить примерный портрет среднего римского стула. Жесткий, дощатый, иногда с точеными ножками и мягкой подушкой на сиденье. Сиденье для одного человека в Риме – либо трон, либо табурет для работы.

За праздничным столом патриции не сидели, а возлежали. Следовательно и стулья для столовой были не нужны.

Рим подарил миру курульный стул, который позднее, преобразовался в кресло курульное.

Курул (высокопоставленный чиновник) ходил по Риму в сопровождении вооруженного охранника. Охранник же, носил с собой складной стульчик, что бы чиновник в любое время мог присесть и отдохнуть.

Предмет первой необходимости делали из дерева или бронзы. Золотили, расписывали, украшали. Позднее форма складного сиденья стала обычной. Была популярна в эпоху Возрождения под названием савонаролла.

Стул «савонарола» – тип раскладного табурета с серповидными, ножками. Спинка в виде резной дощечки – отдельная деталь. При раскладке стула вставляется между локотников, тем самым закрепляя стул в разложенном состоянии.

В интерьере ассоциируются с Италией, Эпохой возрождения. Единичные экземпляры этих редких дорогих образцов стульев храняться в национальных музеях стран Европы и Америки.

Старинные стулья и кресла «савонарола», встречающиеся на антикварном рынке, как правило, изготовлены в период Историзма и неостилей второй половины XIX века.

На фото стул «Савонаролла» из частной коллекции, реставрировавшийся в нашей мастерской. Форма стационарная, не раскладывающаяся. Производство Германия XIX век. Историзм. Ясень.

Строгость форм, лаконичность декора и безупречные пропорций. Скопировать можно. Но по следам инструмента, породе дерева и крепежам, реставратор без труда определит подделку. Если есть сомнения в подлинности мебели, которую собираетесь приобрести, или нужна оценка стоимости реставрации, получить её можно, совершенно бесплатно у наших реставраторов.
C уважением, Елена Жилина.

+7 (495) 364-93-23

Цена, рубли
Стул5000 – 20000
Кресло10000 – 30000
Диван30000 – 60000
Стоимость, рубли
Стол10000 – 40000
Буфет30000 – 80000
Шкаф30000 – 80000
ОтделкаРуб./кв. метр
Вощение500
Полировка1500
Шеллак2000
Золочение3000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Источник: https://restavraciy.ru/istst.html

История стула в картинках

История мебели-трансформера: от египетских табуретов до наших дней

Я люблю современные технологии и все новое, но не меньше люблю и ценю историю и достижения прошлого.

Каково же было мое удивление, когда  я сам увидел, как мало изменилось в некоторых областях деятельности человека за многие века.

А послужила этому удивлению очень интересная книга по истории и стилям мебели.

Автор книги Д.Кес и называется она Стили мебели.

Что же меня удивило? А то, что многие формы мебели, выдуманные нашими древними предками до сих пор в моде и имеют очень схожую форму и конструкцию.

Вы сами сейчас в этом убедитесь.

Что такое стул

Вначале определимся с самим понятием стул.

Стово стул является древнерусским. На Руси “стульщиком” называли столярного мастера. 

Стул это предмет, предназначенный для сидения одного человека. Стул состоит из сидения и спинки, а иногда может содержать или не содержать подлокотник.

Главное отличие стула от табурета это наличие спинки. А вот главная разница между стулом и креслом в их различной комфортности.

3000 лет истории стула 

Давайте далее рассмотрим 3000 летнюю историю стула в картинках.

История стула началась в Древнем Египте.

Первые стулья изображены на рисунках датируемых 2870 лет до нашей эры. Они были простой формы с прямыми спинками и ножками. На древних рисунках можно было увидеть и первые мягкие сидения стульев в виде подушек.

Наиболее совершенным  Древним Египетским стулом принято считать трон Фараона Тутанхамона. Он не только был украшен золотом и камнями, но и содержал рисунки из жизни владельца.

Будем продвигаться по истории стула от древности к современности. Каждый стул на рисунке имеет свой номер.Вслед за рисунком будет следовать краткое описание каждого стула.

1. Египетский стул. Ясная конструкция, но несколько сложный метод построения. Удивительно  развитая древняя праформа  одного из современных типов. Ножки в виде звериных лап противоречат основной конструкции.

2. Греческий  стул  (клисмос),  VIIV в. До н. э. Пример наиболее зрелой формы мебели древнего периода. Форма  явно конструктивна, но при этом приспособлена к формам  человеческого  тела,  отказывается  от тектонического  членения,  гибкая и легкая.

В Древней Греции стульями пользовались в основном дети и женщины. Мужчины во время трапезы и отдыха предпочитали лежанки.

3. Японский стул. Отличная от предыдущих, не оправданная  материалом  конструкция из древесины, как бы вылепленная из глины. Бросается в глаза родство со складным стулом типа ножниц.

4. Византийский тронный стул  VIIIIХ вв. Построение,  схожее с ларем, металлическая обивка. Развитие конструктивных типов прерывается и продолжается лишь значительно  позже.

5. Романский  стул,  Германия,  XIII в. В измененной форме  вновь обнаруживается конструктивный принцип. На формообразование  влияет  техника точения. Экономная, умеренная форма, напоминающая простейшие ранние образцы.

6. Готическая  форма церковной мебели  для сидения,  Нидерланды, XV в. Еще преобладает  тяжеловесная  форма  ларя. Каркасная  конструкция с использованием рам и филенок; кресло, сидеть в  котором  крайне  неудобно.

7. Раннеренессансный  стул, Италия, XV в.  Конструкция в виде  ножниц ярко  выражена, ясная форма, очень интересное решение, спинка жесткая, не особенно удобная.

8. Ренессансный  стул, Италия, XVI в. Новый  тип:  дощатая спинка появляется здесь впервые, в крестьянской мебели она продолжает  жить еще и в наше время.  Тяжелое, неудобное,  скорее декоративное  изделие из дуба.

9. Позднеренессансное  кресло,  Нидерланды,  начало  XVII в. Т. н. кресло Рубенса. Поразительно целесообразная форма, с прямыми линиями, сиденье  полностью обито бархатом или брокатом.

10. Стул в стиле раннего барокко,  Испания, XVIII в. Репрезентативная форма с высокой  спинкой.  Конструкция  скрыта за членениями и орнаментом, появляются  искривленные ножки, о настоящем же удобстве  говорить еще рано.

11. Французское  креслов стиле  барокко (Людовика  XIV), конец XVII в. Дальнейшее развитие типа с высокой  спинкой в направлении  большего удобства. Больше мягких элементов, резьбы, кривых линий.

12. Английский стул в стиле барокко (королевы  Анны),  начало XVII в. Более изящная форма  стула из ореха с высокой спинкой. Мягкое сидение и изогнутые линии спинки обеспечивают большее удобство сидения. Появляются в чистой форме ножки кабриоль.

13. Французское  креслов стиле рококо (Людовика XV), XVIII в. Широкое, удобное для сиденья кресло, приспосабливающееся к одежде женщин своего времени. Удобство  обеспечивают  упругие мягкие элементы с обивкой из гобелена.

14. Английский стул рококо, Чиппендейл, XVIII в.   В совершенстве развитая основная форма современного стула. Размер и удобство отвечают современным средним стилевым  решениям.  Изогнутые  ножки кабриоль, богатая и изящная резьба, махагони.

15. Англо-американское колониальное  кресло(основная форма «Виндзор»),XVIII в. Ясная конструкция, легкая форма, отвечающая требованиям  удобства, не утратившая своей ценности и по сей день. Еще и сегодня один из типов кресел массового  производства.

16. Французское кресло  в стиле раннего классицизма  (Людовика  XVI), вторая половина  XVIII в. Под влиянием классицизма  формы  рококо  сменяются  более простыми линиями. Спинка овальная или четырехугольная,  ножки  прямые и остроконечные,  более  умеренная  орнаментика.

17. Английское  кресло  в стиле классицизма,  Хэплуайт,  последняя  четверть XVIII в. Прямые ножки, мягкое сиденье, строгие  контурные линии, спинка щитообразная или овальная,  воздушная легкость, светлые породы древесины.

18. Кресло  в  стиле  «цопф»(немецко-ав стрийский классицизм, стиль Иосифа  II),конец  XVIII в. Прямые линии, остроконечные ножки с бороздками, немного изогнутых элементов, экономные, строго  классицистичные членения и украшения.

19. Кресло в стиле Директории,  конец  XVIII в. Форма  восходит к греческому типу, но исполнение не такое строгое,  кресло значительно более удобное. Переходная форма  между классицизмом и ампиром.

20. Французское  кресло в стиле Ампир,начало XIX в. Грекооримская форма, обогащенная  орнаментом.  Египетские формы и мотивы  присоединяются к классическим элементам.

21. Стул в стиле бидермейер, Вена, первая треть XIX в. Все менее  ощущается  зависимость от античных образцов. Характерны  спокойные изогнутые линии,  блестящая древесина, превосходная столярная работа.

22. Кресло в стиле модерн, 1900г. Разрыв с прежними стилями,  своеобразие в капризной игре линий и орнамента. Первый, чисто  формальный  модернистский  стилевой эксперимент.

23. Конструктивистское кресло, Ритфельд, 1920 г. Новый  вариант основной формы. В противовес неестественным  вытянутым, фальшивым  формам  модерна—грубый, конструктивный эффект. Удобство и форма становятся предметом  теоретической спекуляции.

24. Мебель из стальных труб, Мис  ван дер  Роэ, ок. 1930 г. Форма отвечает  особенностям нового, гибкого и легкого  материала,  требованиям удобства и отличается от всех предыдущих,  непривычная форма  сомнительной  устойчивости.

25. Современное кресло, ок. 1940 г . Простая,  естественная,  гладкая,  элегантная, удобная  форма. Подушки съемные, что весьма  гигиенично. хороший образец современной мебели для сидения.

Как видите  многое от наших предков мы используем и сейчас причем почти в первозданном виде.История стула это наглядно подтверждает.

Источник: http://interior-in.ru/mebel-dlya-sideniya-i-lezhaniya/stulya/377-istoriya-stula-v-kartinkakh.html

История мебели: от роскошной массивности к минималистичным трансформерам

История мебели-трансформера: от египетских табуретов до наших дней

Скажите, какие предметы мебели вас окружают сейчас? Вы читаете нашу статью, комфортно расположившись на стуле за компьютерным столом? Или полулежите на любимом диване? Мы почти уверены, что в данный момент вы не сидите на полу. А ведь могли бы. За то, что вы сейчас окружены удобными, практичными и красивыми предметами мебели вам следует поблагодарить целые поколения людей, придумавших все это многообразие.

Мебель Древнего Мира

Наиболее древние образцы мебели, известные современной науке, были найдены в египетских погребениях и датируются третьим веком до нашей эры.

Они представляют собой сохранившиеся части ларцов, выполненных из черного дерева и украшенных слоновой костью, бирюзой, малахитом.

Там же, в Египте, были обнаружены и первые табуреты (с деревянным сиденьем и ножками из слоновьих клыков). Кроме того, египтянам приписывается авторство по части кроватей и стульев.

Вся первая мебель была жесткой. В первую очередь от нее требовалась функциональность, а красоту (например, золотые накладки или резьбу) могли позволить себе только правители и их приближенные.

Было бы несправедливо отдать все лавры египтянам. Греки тоже старались – например, именно они придумали лари, предназначенные не только и не столько для хранения вещей, сколько для сидения и лежания на них.

А вот древние римляне изобретательностью в плане мебели не отличились. Ну, если только в плане ее украшательства – в ход шла резьба, инкрустация, позолота, цветная эмаль и пр.

Кроме того, они активно использовали цветной мрамор и бронзу для производства скамей и столов с мозаичными столешницами. Естественно, такая мебель была доступна только знати.

А простые ремесленники плели для себя недорогую (и, кстати говоря, более удобную) мебель из ивовых прутьев.

Средние века и появление шкафа

Период феодализма в Европе порадовал созданием шкафа. «Предками» этого предмета мебели, без которого мы уже не можем представить свое жилье, являются сундук и ларец, которые вытянулись вверх из-за увеличившегося количества вещей. В то время шкаф украшался подобно готическому замку: башенками, колоннами, вырезанными из дерева скульптурами и т.п.

Из этого первого вещевого шкафа «выросли» все остальные:

  • буфеты с дверцами из стекла;
  • книжные стеллажи;
  • шкафы-бюро со встроенными столами и т.п.

«Золотой» и «серебряный» век мебели

В эпоху классицизма люди впервые задумались о том, чтобы сделать мебель еще и удобной. Началось все с простого обтягивания сидений тканью.

Постепенно жилища людей становились все более теплыми, и владельцы привыкали носить все менее многослойную одежду. Сидеть в ней на деревянной или каменной мебели было уже неудобно.

Поэтому под ткань на скамьях и диванах стали набивать конский волос, овечью шерсть, , лебяжий пух, позднее каучук и только сравнительно недавно мебельщики перешли на поролон и синтепон.

Итак, классицизм подарил нам мягкую мебель. Сменивший его изысканный барокко создал канапе и шезлонг. Влюбленный в зеркала рококо добавил трюмо и трельяж.

Стремящийся к природной простоте модерн лишил кресло подлокотников и наставил на него спинку в виде половины раковины.

В целом в XIX веке мебель постоянно менялась, ее то упрощали (предлагая, например, пуф без спинки), то усложняли (делая из обычного дивана диван-софу или секретер из шкафа).

Массовость XX века и разнообразие века XXI

Появление синтетических материалов, в том числе пластмасс, открыло новую эпоху мебельной индустрии. Минимализм 60-х гг. принес пластиковые столы и стулья на тонких ножках и начал использовать деревозаменители. Само производство мебели было поставлено на поток.

Кроме того, появились гарнитуры – наборы мебели, позволяющие обставить в едином стиле сразу всю комнату.

Сложение поточного производства и гарнитуров в советском союзе дало эффект, до сих пор вызывающий ужас у дизайнеров интерьеров: типовая кухонная мебель с типовыми шкафами-стенками и типовыми мягкими уголками в типовых квартирах.

К счастью, все типовое постепенно уходит в прошлое, и широкое распространение получило производство корпусной мебели (впрочем, как и мягкой). Сегодня существует бесчисленное многообразие стилей и материалов, степень «поточности» и использования ручного труда также варьируется.

Соответственно, очень широк и ценовой диапазон. В числе новых видов мебели стоит отметить широкое распространение трансформеров, в числе которых диваны со встроенными столами и шкафы-кровати являются далеко не самыми интересными предметами.

Создание мебели стало своего рода искусством, представляя собой неограниченный простор для дизайнерской фантазии.

Источник: http://xn----7sbbquelqb2b9hob.xn--p1ai/article/istoriya-mebeli-ot-roskoshnoy-massivnosti-k-minimalistichnym-transformeram

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.